О реализации информационной политики в отношении детей Департамент образования и науки Тюменской области 1 А.В. Райдер директор департамента образования и науки Тюменской области 2012
Информационная безопасность 2 Литература и искусство (книгоиздание, кино, спектакли, выставки, концерты) Элементы информационной среды Средства массовой информации (телевидение, радио, мобильная связь, периодическая печать, буклеты) Интернет (образовательные ресурсы, социальные сети, блоги, форумы) Доступность источников информации Конфиденциальность личных сведений Достоверность и полнота информации Соответствие возрастным ограничениям Отсутствие деструктивного (асоциального) содержания Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" Аудио- и видеопродукция, компьютерные игры
3 Рейтинг востребованности источников информации, % Что вы предпочитаете смотреть по телевизору? Чем вы предпочитаете заниматься в Интернете? Что вы чаще всего читаете? Развлекательные программы 62% Фильмы, сериалы 52% Образовательные программы 15% Новости 25% Поиск информации 83% Общение в социальных сетях 75% Просмотр фильмов 51% Компьютерные игры 65% Литература по программе 61% Газеты, журналы 43% Энциклопедическая литература 18% Художественная литература 35%
Доля обучающихся, имеющих дома компьютер, подключенный к сети Интернет, % Доля обучающихся, имеющих дома компьютер, подключенный к сети Интернет, в разрезе территорий, % 72% Доля обучающихся, использующих компьютер вне школы, % Использование компьютера обучающимися вне школы 4
Угрозы детской безопасности 5 Интернет суицид-сайты наркосайты порнография нецензурная лексика сайты знакомств сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие мошенничество, хищение, азартные игры Телевидение, книгоиздательство, СМИ пренебрежение грамотной речью ложное и предвзятое изложение фактов демонстрация насилия и жестокости реклама опасной и вредной для здоровья продукции формирование приоритета потребительства обилие негативной информации стереотипы безнравственного поведения, эгоцентризма Индустрия игр пропаганда агрессии отказ от живого общения переход от активного к пассивному времяпровождению стрессовые перегрузки негативные эмоции и психологические комплексы
6 Ключевые мероприятия по обеспечению информационной безопасности Родители Образовательные учреждения Установить программу «родительский контроль» и антивирусную программу на домашний компьютер и мобильный телефон ребенка для организации работы на компьютере, контроля за играми, запррета просмотра нежелательных сайтов, контроля входящих и исходящих сообщений электронной почты своего ребенка, защиты от нежелательных контактов в Интернете Ограничить время пребывания ребенка в телекоммуникационных сетях, особенно без участия взрослых Постоянно повышать уровень собственной информационной грамотности Органы местного самоуправления Органы исполнительной власти Обеспечивать своевременную инвентаризацию имеющихся систем контентной фильтрации и их последующую актуализацию Проводить родительский «всеобуч» по вопросам информационной безопасности детей Обеспечивать повышение компетентности обучающихся и педагогов в части информационной культуры, формирование у обучающихся практики безопасного поведения Сделать сайты школ площадками для свободного общения родителей. детей, педагогов Предусмотреть функции контроля за информационной безопасностью в должностных регламентах Активизировать формы работы органов ученического самоуправления по обеспечению информационной безопасности Осуществлять контроль за содержанием информации в местных СМИ, полиграфической и рекламной продукции Включить вопросы информационной безопасности детей в тематику общественных советов, сходов граждан Обеспечивать межведомственное взаимодействие в вопросах контроля за оборотом информационной продукции на территории муниципалитета и принятии соответствующих административных мер Организовать проведение «горячих линий» по вопросам информационной безопасности Разработать методические рекомендации для всех субъектов информационной политики Сформировать комплекс мер по обеспечению информационной безопасности детей