Урок русского языка в 5- б классе.
Первое декабря. Классная работа. Слова – омонимы. 1.Проверка д/з. Какие чередования корней вы помните? 2. Когда после шипящих пишется Ё? 3. Назовите слова – исключения.
Вставьте пропущенные буквы. Выделите корни слов. А..томатическая защ…лка, зач…тка студента, ш…ковое состояние, тяж…лый ож…г, ож..г руку, моч..ные яблоки, осторожный ш…рох, ч..гу…ая..реш..тка.
1. Чем отличаются друг от друга слова – омонимы? 2. Составьте с ними предложения. 1.Печь (гл.) – печь (сущ.) 2.Луг – лук 3.Мука' – му'ка, за'мок - замо'к
Запиши в словарь: 1.Печь (гл.) – печь (сущ.) – омоформы – слова, одинаковые по звучанию и написанию, но с разным лексическим значением. 2.Луг – лук – омофоны – слова, разные по написанию и лексическому значению, но одинаковые по произношению. 3.Мука' – му'ка, за'мок - замо'к – омографы – слова, одинаковые по написанию и лексич. значению, имеют ударение на разных слогах.
Прочитайте стихотворение Якова Козловского о словах разнообразных. Одинаково нас пишут, Одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, Потому не торопись; Не всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись. Наподобие начинки, Смысл запрятан в серединке. Схожим лицам вопреки Мы по смыслу – далеки.
Правильно напишите одинаково звучащие слова – омонимы (омофоны). 1.Кошка выл..зать х…тела м…локо из ми..ки. Но на зап...х м…лока выл…зли все ки..ки. 2.Мама очень долг.. Блу..ку прим…ряла. Папа сильно злился. Я их прим…ряла. 3. Жить (не) может рыцарь без м…ча, Футболист – без кругло..о м..ча.
Перепишите только те предложения, в которых Миша допустил ошибки. Пришло письмишко мне, гляжу –из лагеря, от Мишки… Здесь чудный лук, и я лижу. Написано в письмишке. Лук лижет?! Что за чудеса! Наверно, шутит плут… Читаю дальше: Здесь – лиса, красивый длинный прут. И что такое он плетёт – не разберусь, хоть тресни: Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни… На днях в лису нашёл я грусть и очень был доволен… Нет, нет, не шутит он! Боюсь, мой друг серьёзно болен. Вернётся – надо полечить: заставить правила учить… Сколько ошибок он допустил?