Физические качества Физическая нагрузка Автор Тюрикова Марина Александровна МОУ «Полазненская СОШ 1» г. Добрянка учитель физической культуры высшая категория
Содержание: Физические качества 1.Физические качества – это…Физические качества – это… 2.Основные виды двигательных качеств.Основные виды двигательных качеств. Список использованной литературы Физическая нагрузка 1.Физическая нагрузка – это…Физическая нагрузка – это… 2.Физическая нагрузка регулируется…Физическая нагрузка регулируется… 3.Контроль за физической нагрузкой.Контроль за физической нагрузкой. При выходе из презентации воспользоваться кнопкой ESC
Физические качества как качества личности воспитываются только в процессе двигательной деятельности на основе развития физических способностей, которые заложены природой в любом человеке. Под физическими (двигательными) качествами человека понимают совокупность биологических и психических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.
Быстрота Гибкость СилаЛовкость Выносливость Двигательные качества в возрасте до 15 лет развиваются в тесном взаимодействии друг с другом.
Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий (напряжений). Различают: Собственно силовые, которые проявляются в мышечных напряжениях без изменения длины мышц, при относительно медленном сокращении мышц, преодолевающих околопредельные, предельные и иногда сверхпредельные отягощения (поднятие тяжестей).
Скоростно-силовые возможности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту с места и с разбега, метание снарядов и др.). К числу таких способностей относится взрывная сила – это способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (старт в спринтерском беге и др.).
Силовая выносливость проявляется как способность противостоять утомлению при осуществлении относительно продолжительных двигательных действий, требующих значительных мышечных напряжений (удержание гантелей на вытянутых руках, отжимание, приседание со штангой и др.). Это факт! Разновидность силы
В возрасте лет создаются предпосылки для развития силы, но проявлять максимальные усилия в этом возрасте не рекомендуется, так как это отрицательно влияет на рост подростков. Значительный прирост происходит с лет. На самостоятельных занятиях по развитию силовых качеств рекомендуется упражнения повторять 8 – 10 раз в течении1,5 – 2 месяцев с одним и тем же весом. Увеличивать количество повторений следует постепенно и только после того, когда после выполнения упражнений не чувствуется усталость. Частота занятий – не более трех раз в неделю!
Разновидности силы: Под абсолютной силой понимают максимальный вес внешнего отягощения, который может преодолеть человек независимо от массы своего тела. Под относительной силой - тот же вес, но в расчете на 1 кг. массы собственного веса.
Ловкость – наиболее сложное и многогранное качество, которое проявляется как: способность осваивать сложные координационные движения; точность выполнения пространственных, временных, силовых и ритмических характеристик заданного движения; способность изменять двигательную активность в соответствии с меняющейся обстановкой (особенно в спортивных играх).
Развитие ловкости происходит при разучивании новых движений и умению применить эти движения. Ловкость наиболее эффективно воспитывается в младшем и среднем школьном возрасте.
Основное средство развития быстроты – это многократное повторение упражнений, выполняемых с максимальной скоростью. Например - бег под гору, бег с горы, бег на короткие дистанции, спортивные и подвижные игры и др. Скоростные способности очень индивидуальны. Это самое трудно тренируемое качество. Быстрота – способность человека выполнять движения за максимально короткое время.
При самостоятельных занятиях по развитию быстроты нужно помнить: упражнения для развития быстроты должны быть кратковременными; скорость не должна превышать предельную; интервалы отдыха между повторными упражнениями должны быть полными, чтобы занимающийся мог повторить очередную попытку без снижения скорости; количество повторений – не более 6 – 10 раз. Благоприятный период развития – от 7 до 11 лет. Несколько меньше рост показателей продолжается до 14 – 15 лет.
Гибкость – это способность человека обеспечивать большую амплитуду движений. Гибкость зависит: эластичности мышц, связок и суставных сумок; разминки; внешней температуры, возраста (к 15 – 16 годам достигается максимальная гибкость). Нужно помнить Гибкость бывает: активной, т.е. упражнения выполняются самостоятельно; пассивной – упражнения выполняются с помощью партнера, учителя, тренажеров или отягощениями.
При развитии гибкости, во избежание травм (растяжений, разрывов связок и мышц), необходимо предварительно хорошо размяться, до обильного потоотделения. Наибольший эффект в развитии гибкости достигается при ежедневном выполнении упражнений. При выполнении упражнений амплитуду следует увеличивать постепенно. Упражнения выполнения до появления мышечных болей. Не желателен большой перерывы между занятиями.
Выносливость – это способность к длительному выполнению упражнений и умению преодолевать наступающее утомление. Видов выносливости очень много: скоростная, силовая, статическая, динамическая, сердечно-сосудистая, мышечная, основная специальная, игровая и др.
Особо выделяются общая и специальная выносливости Общая – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности проявляется во время относительно длительной работы с использованием всего мышечного аппарата. Служит предпосылкой для развития специальной выносливости. Специальная выносливость – это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Различают несколько видов специальной выносливости - скоростная, силовая, координационная, игровая, прыжковая и др.
Скоростная выносливость проявляется, когда человеку требуется удержать максимальную интенсивность работы. Силовая выносливость проявляется способностью противостоять мышечному утомлению при значительных силовых напряжениях. Координационная способность появляется при необходимости противостоять утомлению в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям человека. Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.
Для развития выносливости применяют: продолжительный бег передвижения на лыжах бег на коньках езду на велосипеде различные упражнения плавание
Физическая нагрузка - это определённая мера воздействия физических упражнений на организм занимающихся, вызывающее активную реакцию его функциональных систем, которая складывается из чередования физической работы и отдыха. При проведении занятий физическими упражнениями необходимо соблюдать физическую нагрузку
Оптимальная, целесообразная нагрузка - это нагрузка, вызывающая желаемые сдвиги в организме. Она регулируется: продолжительностью выполнения; количеством повторений; изменением скорости выполнения; уменьшением или увеличением интервалов отдыха между упражнениями; изменением веса снарядов; изменением мощности прилагаемых усилий.
Оценить воздействие нагрузки на организм можно по показателям функционального состояния – ЧСС, артериального давления и др. ЧСС (частота сердечных сокращений) – важный объективный показатель работы сердечно- сосудистой системы. Измерение ЧСС проводится во время, и после выполнения физических упражнений и позволяет оценить реакцию организма в ответ на выполняемые физические упражнения.
Запомни! Если пульс после нагрузки: уд./мин. – это легкая нагрузка; уд./мин.- это умеренная нагрузка; уд./мин. – это средняя нагрузка; уд/мин. – это высокая нагрузка.
Дальше идёт перегрузка, которая ведёт к быстрому утомлению, а при таких систематических занятиях к перетренировке. Отсюда ухудшение самочувствия и спад результативности. При хорошей тренированности даже после большой физической нагрузке пульс восстанавливается за мин. Если период восстановления затягивается на 60 мин. и более, это указывает на слабую общую тренированность или перегрузке. Например, рекомендуемый пульс на дистанции: 3 км. – не более 170 уд./мин.
Список использованной литературы: Готовые экзаменационные ответы, физическая культура, 11 класс. Санкт- Петербург, «Издательство «Тригон», Основы теории физической культуры классы: учебное пособие О-75: под общ. Ред. Ф.И. Собянина, А.И. ЗЗамогильнова. – М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, Сутки до экзамена. Физическая культура 11 класс. М. «Абрис Д», СПб.: «Виктория плюс», Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов – 4-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», Физическая культура. Ответы на экзаменационные ответы.:11 класс; Учебное пособие / В. А. Лепёшкин. – М.: Издательство «Экзамен», Экзамен на 5. Физическая культура. 9 и 11 выпускные классы: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКАЛА, 2002.