Материал для стенда учителя - логопеда
Общая артикуляционная гимнастика Учитель – логопед Лежнева Е.Ф.
Комплекс простых упражнений, развивающих дыхание и подвижность мышц артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти.
Бегемотик Цель. Научиться плавно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка; удерживать губы и язык в заданном положении. Описание. Улыбнуться, медленно открыть рот, пропевая звук [а], подержать рот открытым под счёт от 1 до 10 и медленно закрыть.
Собачка Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 10.
Слоник Цель. Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, развивать их подвижность. Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой», удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 10.
Собачка – слоник Цель: Вырабатывать переключение органов артикуляции из одной позиции в другую. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Описание: Произнести: «И – У». Повторить 5 раз.
Слоник – собачка – бегемотик Цель. Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций, развивать произвольное внимание. Описание. Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Игру можно проводить, озвучивая движения губ «У-и-а» и молча. Удерживать губы в каждой позиции по 3 секунды.
Хомячок Цель. Укреплять мускулатуру губ и щёк. Описание. Сжать губы, надуть щёки, удерживать воздух под счёт от 1 до 10.
Хомячок - Птичка Цель. Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений. Описание. Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении по 3 секунды.
Чистим зубки Цель. Отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. Описание. Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
ЦВЕТОЧКИ Цель. Развивать продолжительность плавного выдоха. Описание. Закрыть рот, сделать вдох через нос, а затем – ровный, медленный выдох через рот. Повторить 3 – 5 раз.
Список литературы: 1. Артикуляционная гимнастика / Е.М. Косинова; [ил. Г.В. Соколова]. – М.: ОЛИСС, Эксмо, – 64 с.: ил. 2. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», – 64 с.: ил. 3. Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», – 32 с.