Причины речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Речь - это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) и люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык - это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов. Речь - это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) и люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык - это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.
Развитие речи ребенка может быть представлено в нескольких аспектах, связанных с постепенным овладением языком. Первый аспект - развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка. Второй аспект - овладение словарным запасом и правилами синтаксиса. Активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 г. и заканчивается к 7 г. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. Третий, связанный с овладением смысловой стороной речи. Наиболее ярко он выражен в период школьного обучения. Первый аспект - развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка. Второй аспект - овладение словарным запасом и правилами синтаксиса. Активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 г. и заканчивается к 7 г. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. Третий, связанный с овладением смысловой стороной речи. Наиболее ярко он выражен в период школьного обучения.
Этапы развития речи детей 1 год Повторяет за окружающими слоги,говорит ма-ма, да-да,ба-ба.Произносит 5-6 лепетных слов. Копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз Голосом выражает свои потребности.Отвечает действиями на словесные просьбы. Второй год Узнаёт имена и названия предметов.Понимает слова «здесь», «сейчас».Понимает обращённую речь. Говорит слов; более половины употребляемых слов – существительные. Начинает произносить двух- и трёхсложные предложения. Появляютсяличные местоимения. Третий год жизни Ребёнок оперируетразвёрнутыми фразами. Понимает обиходную речь и содержание сказок. Активно общается с окружающимипри помощи речи. С 3 до 5 лет Увеличение словарного запаса. Использование в речи простых, распространённых предложений, некоторых видов сложных предложений. Понимает и может сам образовывать новые слова. С 6 до 7 лет Словарный запас у ребёнка 6 лет –3,5 тыс.слов. Произношение полностью сформировано. Свободно общается. Умеет выражать свои мысли. Высокая речевая активность. 1 год Повторяет за окружающими слоги,говорит ма-ма, да-да,ба-ба.Произносит 5-6 лепетных слов. Копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз Голосом выражает свои потребности.Отвечает действиями на словесные просьбы. Второй год Узнаёт имена и названия предметов.Понимает слова «здесь», «сейчас».Понимает обращённую речь. Говорит слов; более половины употребляемых слов – существительные. Начинает произносить двух- и трёхсложные предложения. Появляютсяличные местоимения. Третий год жизни Ребёнок оперируетразвёрнутыми фразами. Понимает обиходную речь и содержание сказок. Активно общается с окружающимипри помощи речи. С 3 до 5 лет Увеличение словарного запаса. Использование в речи простых, распространённых предложений, некоторых видов сложных предложений. Понимает и может сам образовывать новые слова. С 6 до 7 лет Словарный запас у ребёнка 6 лет –3,5 тыс.слов. Произношение полностью сформировано. Свободно общается. Умеет выражать свои мысли. Высокая речевая активность.
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом.
Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.
Возможные причины: негативные факторы в период беременности и родов; «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом; перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист; частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет; наследственные факторы; снижение слуха; анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата; сосание пальца; Возможные причины: негативные факторы в период беременности и родов; «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом; перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист; частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет; наследственные факторы; снижение слуха; анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата; сосание пальца;
Виды речевых нарушений. Нарушения звукопроизношения. Временные задержки развития речи. Алалия. Дислалия. Нарушения речи при снижении слуха. Заикание. Ринолалия. Нарушения голоса. Виды речевых нарушений. Нарушения звукопроизношения. Временные задержки развития речи. Алалия. Дислалия. Нарушения речи при снижении слуха. Заикание. Ринолалия. Нарушения голоса.
Пути компенсации Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика Самомассаж Развитие общей моторики Развитие мимических мышц Развитие речевого дыхания или просодической стороны речи Пути компенсации Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика Самомассаж Развитие общей моторики Развитие мимических мышц Развитие речевого дыхания или просодической стороны речи
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные его воспитатели. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные его воспитатели.
Рекомендации родителям по организации учебного процесса в домашних условиях. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятия. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий! Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятия. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий! Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.