Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Сказка» Формирование здоровьесберегающей среды в ДОУ Выполнила: Волчёк Л.В. воспитатель
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека. Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок. К сожалению, по данным медицинской статистики, более чем у 30% детей дошкольного возраста имеются те или иные заболевания.
Выделяют следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: 1.Медико-профuлактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. 2.Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
3.Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. 4.Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. 5.Технологии валеологического просвещения родителей – направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от: -типа дошкольного учреждения -конкретных условий дошкольного образовательного учреждения -организации здоровьесберегающей среды -от программы, по которой работают педагоги -продолжительности пребывания детей в ДОУ -от показателей здоровья детей -профессиональной компетентности педагогов
Учитывая условия ДОУ и возрастные особенности детей в своей работе использую элементы следующих технологии: 1. Сохранения и стимулирования здоровья 2. Обучения здоровому образу жизни
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Динамические паузы – перерывы (физминутки). Проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Гимнастика пальчиковая – тренировка движений пальчиков и кистей рук которая является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз – проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – специально подобранные дыхательные упражнения в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Для организации которых необходимо обеспечить проветривание помещения, дать детям словесную инструкцию об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры, выполнить её.
Гимнастика дыхательная
2.Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие – проводят 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах, на улице. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – мин., средний возраст – мин., старший возраст – мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Спасибо за внимание!