Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
Классификация методов введения знаний МетодыПроблемныеТрадици онные Постановки проблемы Побуждающий диалог от проблемной ситуации Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приемом Сообщение темы Поиска решения Побуждающий к гипотезам и проверке диалог Подводящий от проблемы диалог Подводящий без проблемы диалог Сообщение знания
Побуждающий от проблемной ситуации диалог Создание проблемной ситуации. Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации. Побуждение к формулированию учебной проблемы. Принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Тип проблемной ситуации Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия «С удивле нием» 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения - Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? Сколько существует точек зрения? 2.Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием Сколько в классе мнений? Почему так получилось? 3.Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью - Вы сначала как думали? А как на самом деле?
«С затрудне нием» 4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще. - Вы смогли выполнить задание? Почему? В чем затруднение? 5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. - Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? 6.Дать практическое задание, сходное с предыдущим. Доказать, что задание учениками не выполнено. - Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?
Подводящий к теме диалог Типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу) репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу) мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение) мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение)
Сообщение темы с мотивирующим приемом Приемы: - - «яркое пятно» - - «актуальность»
Сравнительная характеристика диалогов ПобуждающийПодводящий Структура Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли Признаки Мысль ученика делает скачок к неизвестному Переживание учеником чувства риска Возможны неожиданные ответы учеников Прекращающиеся с появлением нужной мысли ученика Пошаговое жесткое ведение мысли ученика Переживаемое учеником удивление от открытия в конце диалога Почти невозможны неожиданные ответы учеников Не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение РезультатРазвитие творческих способностей Развитие логического мышления