В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1-го по 11-ый классы. Программой предусмотрено: овладение учащимися умениями и навыками в основных способах передвижениях на лыжах; Навыками самостоятельных занятий, сообщение теоретических сведений; Повышение общей работоспособности и развитие основных физических и моральноволевых качеств. Содержание школьной программы по лыжной подготовке.
1. На уроке должна быть обеспечена высокая моторная плотность. Необходимо сократить до оптимальной величины время, отводимое на показ и объяснение. 2. Высокая эмоциональность проведения урока во многом способствует повышению ее качества. 3. Динамичность урока позволяет обеспечить оптимальную по объему и интенсивности нагрузку, на уроке лыжной подготовки, в соответствие с полом, возрастом и подготовленностью школьников. Требование к проведению уроков лыжной подготовки:
В процессе уроков лыжной подготовки в 1-ом классе необходимо научить школьников правилам и умениям обращения с лыжным инвентарем, дать первые теоретические знания по гигиене занятий на лыжах, пройти с учениками «школу лыжника», освоить программный материал, укрепить здоровье и повысить общую работоспособность, чтобы каждый школьник смог пройти на лыжах в медленном темпе 2-3км. Лыжная подготовка в 1-ом классе начинается с вводного урока. Первая часть урока отводится на беседу продолжительностью минут. Учитель должен показать, коротко рассказать о простейших правилах обращения с инвентарем и ухода за ним. В 1-ом классе школьники осваивают основные элементы скользящего шага, во 2-ом классе ставиться задача его освоения, в 3-ем классе продолжается дальнейшее совершенствование навыка передвижения скользящим шагом. Особенности организации и методика проведения уроков в зависимости от возраста и подготовленности учащихся.
В начальной школе учащиеся должны освоить спуск в низкой стойке, поворот переступающим шагом в движение, а также торможение упором и «плугом». Поворот переступающим шагом в движение-один из самых распространенных при передвижение со склонов по пологой дуге. В школьных программах в разделе «лыжная подготовка» в этих классах предусмотрен большой объем нового учебного материала. В 5-6 классах продолжается изучение и совершенствование техники попеременного двухшажного хода. Одновременные ходы изучаются и совершенствуются в 5-8 классах, также продолжается изучение способов подъемов, спусков и поворотов в движение, преодоление неровностей склонов и начинается изучение попеременного четырехшажного хода. При изучение и совершенствование попеременного двухшажного хода следует обратить внимание на силу и скорость отталкивания, что в свою очередь существенно влияет на длину скользящего шага. Содержание и методика проведения уроков в 5-9 классах
Коньковый ход -новый способ передвижения, изучение которого введено в школьную программу начиная с 8-го класса. Школьники, хорошо овладевшие поворотом переступанием, значительно легче осваивают коньковый ход. Главное при изучение конькового хода-освоить отталкивание внутренним ребром и общую координацию движений. Затем обучение идет по пути устранения ошибок и совершенствования отдельных элементов хода. Наиболее сложным для изучения в этих классах, начиная с 9-го, является попеременный четырехшажный ход. После объяснения и показа на обычной скорости и замедленно пробуют выполнить сразу весь ход в целом по создавшемуся у них представлению. К окончанию лыжной подготовки в 8-ом классе по существу заканчивается изучение всех основных способов передвижения на лыжах. В 9-ом классе изучаются переходы с хода на ход, преодоление уклонов и выхода со склона. Способы передвижения с хода на хода изучаются в 9-ом классе после повторения попеременных и одновременных ходов с тем чтобы на первых уроках восстановились навыки в технике передвижения
Изучая подъёмы «полуёлочкой» следует сосредоточить внимание на кантование отводимой лыжи, это сразу улучшает устойчивость и создаёт уверенную опору.
Для школьников старших классов, овладевших основными способами передвижения на лыжах, изучение приемов преодоления препятствий не составляет большого труда. При совершенствование способов передвижения на лыжах необходимо подобрать учебные круги с разнообразными условиями с тем, чтобы микрорельеф лыжни стимулировал постоянную смену ходов и различное их применение в зависимости от состояния лыжни и снежного покрова. Нагрузка планируется в зависимости от подготовленности школьников. В домашние задания включаются упражнения на развитие физических качеств, в первую очередь выносливости и быстроты прохождения отрезков с максимальной скоростью. Содержание и методика проведения уроков в 10-11ых классах
В процессе уроков лыжной подготовки в школе большое внимание следует обратить на развитие физических качеств, повышения уровня общей работоспособности и закаливание школьников. Планирование материала на развитие физических качеств осуществляется учителем на основе содержания школьной программы, учебных нормативов с учетом состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности учащихся. В ходе уроков лыжной подготовки учитель физической культуры должен не только планировать материал на развитие физических качеств, но и прививать навыки самостоятельных занятий с тем, чтобы ученики могли дополнительно к двум урокам в неделю провести еще 1-2 занятие на лыжах в свободное от учебы время. Для развития физических качеств программой предусмотрено начиная с первого класса, длительное передвижение на лыжах и пробегание коротких отрезков для развития быстроты передвижения на лыжах. Так, в начальной школе длительность передвижения в медленном темпе с1км. в первом классе постепенно увеличивая до 3км. в четвертом классе. Во время длительного передвижения на лыжах очень важно научить школьников передвижению с равномерной скоростью один за другим в колонну, не обгоняя и не мешая друг другу. Повышение уровня общей работоспособности и развитие физических качеств на уроках лыжной подготовки
В процессе урока учащимся необходимо ознакомиться с переменным методом тренировки, включая в уроки прохождение дистанции с ускорением на отрезках метров у мальчиков и метров у девочек. В старших классах нагрузка соответственно увеличивается. Юноши в 11-ом классе должны проходить дистанцию до 12км. с учетом выбора оптимального темпа (девушки до 5км.). В старших классах планируется передвижение в переменном темпе, а также повторное прохождение отрезков с соревновательной и максимальной скоростью
Вывод: Вывод: Проанализировав школьную программу по лыжной подготовке, можно сделать вывод, что каждый учитель физической культуры должен знать и строго выполнять все положении программы. Только в этом случае уроки по лыжной подготовке станут насыщенно-интересными, увлекательными и познавательными. я
Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие каждого. В. Сухомлинский