Что необходимо знать по разделу «Фонетика» ? 1.Какие звуки являются гласными,какие – согласными. Какие звуки являются шипящими. Какие звуки мягкие или твердые непарные,и в какой позиции парные мягкие или парные твердые являются таковыми. Какие звуки глухие или звонкие,какие из них непарные. Какие буквы дают два звука,в какой позиции, и в какой позиции они будут давать один звук
Звуки языка
Чтобы разобраться с заданиями первого типа надо знать,что 1.Начертание звука и буквы соответствуют,если буква стоит под ударением, например: м а ло [м а ла]. 2.Роль букв Е,Ё,Ю,Я. а)если они стоят: 1.в начале слова, 2.после гласных, 3.послеЪ или Ь,то звучат так: Е=[ЙЭ]; Ё=[ЙО];Ю=[ЙУ];Я=[ЙА] б)если же они стоят после согласного,то звучат так: Е=[Э]; Ё=[О]; Ю=[E] ; Я=[А]
1.В каком слове произносится гласный [а]? 1) частичный 2) площадь 3) спрячусь 4) яснее 1.Обращаем внимание на слова произносится звук. 2.Выясняем,нет ли буквы А, находящейся под ударением. 3.Если таковой нет,ищем ударную букву Я, которая может давать сочетание звуков [ЙА] спр я чусь = [ С П Р А Ч У С ]
Ищем звук в сильной позиции (т.е. под ударением) 2.В каком слове произносится гласный [а]? 1) тучами2) жалеть3) ячмень4) объявлен 3.В каком слове произносится гласный [а]? 1) сядьте2) слушайте3) тридцать4) месяц 4.В каком слове произносится гласный [э]? 1) запёчатлённый 2) жевать 3) честный 4) выехал 5.В каком слове произносится гласный [э]? 1) кафе2) кофе3) чудеса4) приятель 6.В каком слове произносится гласный [о]? 1) корзина 2) направо 3) выход 4) шёлковый 2.объ я влен ;3.с я дьте 4.ч е стный 5.кафе 6.ш ё лковый
Чтобы решить,твердые или мягкие согласные,надо помнить следующее: 1.Согласная обязательно будет мягкой, если после стоят буквы Е,Ё,Ю,Я,И,Ь, например:мяч [мач] 2.Могут смягчить рядом стоящий согласный непарные мягкие Ч,Щ, например: нянчить [н а н ч и т] 3.И,конечно,помнить,что непарный мягкий никогда не станет твердым,а непарный твердый – мягким!
9.В каком слове все согласные мягкие? 1) шинель2) щавель3) лишь4) цель 10.В каком слове все согласные мягкие? 1) лей 2) живёте 3) тише4) целитель 11.В каком слове все согласные твёрдые? 1) пощада 2) чудак 3) щипцы 4) шёлк 12. В каком слове все согласные твёрдые? 1) можешь 2) врач3) съёмка4) щёлочь 9.щавель 10.лей 11.шёлк 12.можешь
Подсказка: согласный может озвончаться или оглушаться,т.е. при произношении звучать по- другому.Но если после согласного стоит гласный,тогда согласный не может быть озвончен или оглушен.Последующая гласная влияет только на мягкость или твердость!
13.В каком слове все согласные глухие? 1) эпизод 2) философ 3) фасад 4) рассказ 14.В каком примере есть звук [з]? 1) несгораемый 2) без шуток 3) поезд 4) с жасмином 15.В каком примере есть звук [з]? 1) из жести 2) с жалостью 3) с горечью 4) перевозка 16.В каком примере есть звук [с]? 1) из шёлка 2) вьётся 3) сдача4) простой 13.3; 14.1; 15.3; 16.4
Это задания на знание характеристик звуков 17.Укажите верную характеристику последнего звука в слове молодёжь. 1.согласный глухой, твёрдый 2.согласный глухой, мягкий 3.согласный звонкий, твёрдый 4.согласный звонкий, мягкий
18*. Укажите верную характеристику первого звука в слове здесь. 1.согласный глухой, твёрдый 2.согласный глухой, мягкий 3.согласный звонкий, твёрдый 4.согласный звонкий, мягкий
19.Укажите верную характеристику первого звука в слове если. 1.гласный ударный 2.согласный глухой, мягкий 3.согласный звонкий, твёрдый 4.согласный звонкий, мягкий
20.В каком слове гласных звуков больше, чем согласных? 1) ягода2) осенью3) лиана4) уют
21. В каком слове гласных звуков столько же, сколько согласных? 1) вьюга2) кассета3) юг4) чьи
22. Какой звук в слове гроздь охарактеризован неверно? 1.1-й звук согласный звонкий, твёрдый 2.2-й звук согласный звонкий (непарный), твёрдый 3.3-й звук гласный ударный 4.4-й звук согласный звонкий, твёрдый 5.5-й звук согласный глухой, мягкий
23.В каком слове происходит озвончение согласного? 1) безвестный2) вокзал ) загадка 4) насквозь 24.В каком слове нет согласного Щ? 1) подъезд 2) почтальон 3) лёд 4) статьи
25*. Выпишите из данного отрывка слово, в котором произносится согласный [с]. Фрагменты книги Гинзбурга, как мне кажется, позволяют представить масштабы личности учёного и то, что он сделал в науке. Конечно, это лишь капля из великого океана, но и по ней можно судить, как велик и могуч этот океан.
ответы 17.1; 18.4; 19.4; 20.3; 21.2; 22.4; 25.судить;
Наглядное пособие по русскому языку подготовлено учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ21» Селезнёвой Светланой Александровной