"Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.»- Ушинский К.Д.
Диагностика (с греческого dia – после, через и gnosis - знание т.е. способный распознавать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Диагноз – это определение состояния объекта.
Виды диагностик: Медицинская диагностика Социальная диагностика Психологическая диагностика Педагогическая диагностика Социально-педагогическая диагностика
1. Медицинская диагностика – процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о характере и существе болезни пациента на основе принятой классификации. Социального педагога диагноз будет интересовать с точки зрения психосоциальных и педагогических аспектов.
2. Психологическая диагностика (психодиагностика) выявление индивидуально-психологических свойств личности. Её целью является установление психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития.
3. Социальная диагностика – это комплексный подход выявления и изучения причинно- следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи.
Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)? Существуют ли проблемы среди членов семьи? Насколько эффективны (неэффективны) формы общения? Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи? Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия? Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения?
4. Педагогическая диагностика – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Наблюдение Анкетирование Тестирование Анализ документации
изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей; диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер; изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения; личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений; нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода.
5. Социально-педагогическая диагностика – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.
Опросник А.Басса и А.Дарки Качества: все виды агрессии. Модификация теста Айзенка Качества: личностные особенности развития. Тест «Конфликтная ли вы личность?» Качества: конфликтность. Тест – опросник по К. Леонгарду Качества: акцентуация. Тест школьной тревожности Филипса. Качества: тревожность. Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга) Качества: тревожность. Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон) Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.
Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.) Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе (заполняют родители). Анкета для родителей учащихся 1-х классов выявление признаков дезадаптации у детей Методика исследования мотивации учения у первоклассников. Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова) - познавательные мотивы, социальные мотивы. Тест «Размышляем о жизненном опыте» составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой - выявить нравственную воспитанность учащихся. Методика диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил (Клейберг Ю.А.) выявить предрасположенность к преодолению социальных норм и правил в поведении детей.
Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым) выявить уровень социальной адаптированности активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой) определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Социометрия изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка. Стандартная беседа Нежновой исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность. Тест тревожности (В.Амен) определить уровень тревожности ребенка.
1.Определение цели и задач исследования. 2.Подбор критериев и показателей для определения результативности изучаемого явления. 3.Выбор методик изучения. 4.Подготовка диагностического инструментария. 5.Обработка и интерпретация результатов исследования.