Анализ стихотворения «Песенка»
ПЕСЕНКА Я на солнечном восходе Про любовь пою, На коленях в огороде Лебеду полю. Вырываю и бросаю - Пусть простит меня. Вижу, девочка босая Плачет у плетня. Страшно мне от звонких воплей Голоса беды, Все сильнее запах теплый Мертвой лебеды. Будет камень вместо хлеба Мне наградой злой. Надо мною только небо, А со мною голос твой.
Фольклорно-песенные традиции Приёмы : -смысловой параллелизм «про любовь пою» - «лебеду полю» -пение во время работы
Тема «доли-муки» Я на солнечном восходе Про любовь пою (обещание радости) На коленях в огороде Лебеду полю (картина тяжёлого труда)
Вырываю и бросаю - Пусть простит меня (одушевление лебеды) Вижу, девочка босая Плачет у плетня (упоминание о плачущей поблизости девочке)
Страшно мне от звонких воплей Голоса беды, Все сильнее запах теплый Мертвой лебеды Эта строфа переводит стихотворение и «долю-муку» в бытийный план: нейтральная лексика и сдержанность выразительных средств, характерные для бытовых картин, сменяются эмоциональным напряжением (страшно мне, голос беды, мёртвая лебеда). Нарастание напряжения подчёркнуто сравнительной степенью прилагательного (всё сильнее запах).Эта грамматическая форма свидетельствует о динамике внутреннего состояния лирической героини. Динамика достигается с помощью восходящей градации- девочка босая плачет у плетня- звонких воплей голоса беды. Эмоциональное воздействие усилено ассонансом: звонких воплей голоса- подряд следуют три ударные гласные «о»
Финал стихотворения Будет камень вместо хлеба Мне наградой злой. Надо мною только небо, А со мною голос твой. Картина переводится в план вечности. Голос лирической героини приобретает «всемирность» звучания. «Камень вместо хлеба» отнюдь не за прополку огорода.
Голос Крестьянка(поёт)Девочка(плачет) Голос беды Голос твой – возлюбленный, Муза, Господь, судьба Голос «доли-муки» Голос «доли-муки»
В стихотворении «Песенка» Ахматова раскрывает суть своей лирической героини и своих творческих устремлений – быть национальным и одновременно всемирным голосом женской «доли-муки» эпохи.