Разработка программы элективного курса Методические рекомендации Муниципальное общеобразовательное учреждение ОСОШ 2 Зам. Директора по НМР Полетаева Е.А
Особенности тематики, содержание и структура зависят от: a) Особенностей набора профилей, предлагаемых образовательной сетью; b) Кадровой ситуацией в образовательной сети и отдельных ОУ; c) Спецификой состава учащихся; d) Запроса Социума.
Независимо от варианта организации инвариантными остаются следующие условия: Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор; Курсы должны помогать ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы; Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле
Независимо от варианта организации инвариантными остаются следующие условия: Курсы предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс. Они должны подготовить ученика не только к сдаче экзаменов, но и к успешному обучению в профильной школе; Курсы, по возможности, должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить «монополию учителя на информацию»;
Содержательно элективные курсы могут быть: Расширенным вариантом раздела базового курса Введением в одну из сопутствующих предмету наук или профессий Совокупностью фрагментов разделов одного или нескольких предметов, связанных с обобщением или освоением определенного вида деятельности
Методологическая схема разработки элективного курса 1. На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки и профильного обучения? 2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса?
Методологическая схема (продолжение) 3. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс? 4. Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?
Методологическая схема (продолжение) 5. Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем профильном (или профессиональном) обучении? 6. Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу?
Методологическая схема (продолжение) 7. Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса? 8. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю (профессии)? 9. Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности?
Рекомендации к созданию программы Следует обратить внимание на четыре важных элемента программы: 1. Название 2. Пояснительную записку 3. Содержание 4. Виды контроля
Название Название должно быть привлекательным. Оно должно, с одной стороны не быть похожим на школьное, а с другой, показывать то, чем ученики, посещающие его, будут заниматься
Пояснительная записка В ней определяется время, на которое рассчитана программа, число часов в неделю (исходя из двухчасовых занятий в сети); Формулируются цели курса
Пояснительная записка (продолжение) Определяется, что в процессе обучения учащиеся приобретают конкретные умения (перечисляются); Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний (перечисляются)
Содержание Можно сделать акцент на тех понятиях, умениях, который в базовом курсе рассматриваются косвенно; Обозначается тематика лабораторных (практических), проектных и самостоятельных работ