РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Цель образования
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС к: 1.Результату 2.Содержанию 3.Условиям
Внеурочная деятельность- пространство взаимодействия общего и дополнительного образования
Дополнительное образование- образование до полного Возможности дополнительного образования: 1.Принцип добровольности; 2.Дифференциация по интересам; 3.Неформальный стиль общения
Аспекты воспитания средствами дополнительного образования: 1.Представления об окружающем мире, о социальном действительности –это часть жизни; 2.Опыт ценностных переживаний(семья, Родина, здоровье,…), этот опыт позволяет совершить поступок; 3.Опыт самостоятельных практических действий.
Три подхода в образовании: 1. Системно-деятельностный (научить выбирать, научить осваивать знания); 2. Метапредметные УУД(научить учиться), соединить всезнания и мир в единое целое; УУД определяют, что делать показатели сформированности 3. Компетентностный (перенос знаний в жизнь).
Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено и во внеурочной деятельности. Значит УУД - это формулировка результатов и внеурочной деятельности тоже. Отсюда видно, что УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности. Это же касается и внеурочной деятельности.
совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Понятие УУД
Виды УУД
внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка. Личностные УУД
целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Регулятивные УУД
Познавательные УУД Поиск информации, речевое развитие, моделирование Анализ, синтез, выдвижение гипотез, доказательство постановка и решение проблем
УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД
Воспитательные результаты внеурочной деятельности 1-й уровень: приобретение школьником социальных знаний 2-й уровень: развитие позитивных отношений к базовым общественным ценностям 3-й уровень: накопление опыта самостоятельного ценностно ориентированного социального действия
Преимущество второй модели: -обогащение социального опыта; -расширение коммуникативно- познавательного пространства ребенка. Модели внеурочной деятельности: -на базе общеобразовательных учреждений; - на базе МКОУ ДОД –Дома детского творчества.
Дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты; специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.); материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности; изучение и формирование социального заказа на образование,; методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования, уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.; возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья); возможности работы в социуме, социального творчества детей; организацию каникулярного времени детей; возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.
В дополнительном образовании происходят изменения широкое обсуждение ФГОС общего образования организация системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников; развитие новых механизмов, процедур, технологий сетевого взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта и др.; совершенствование нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования; разработка новых требований к программам дополнительного образования с ориентацией на получение предметных, метапредметных и личностных и результатов; создание новых условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; изменение позиции педагога дополнительного образования и школьного учителя в вопросах построения образовательного процесса; развитие методического взаимодействия в вопросах совместной реализации ФГОС – методических объединений, лабораторий и т.д.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!