Профессиональный стандарт педагога Концепция и содержание
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем
Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории РФ Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимых от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей Стандарт может быть дополнен региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории
Профессиональный стандарт педагога Цели: Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях Содействовать вовлечению педагогов в решении задач повышения качества образования Область применения: 1.При приеме на работу в ОУ на должность «педагог» 2.При проведении аттестации педагогов ОУ
Термины и определения применительно к педагогу Квалификация педагога Профессиональная компетенция Профессиональный стандарт педагога Региональное дополнение к профессиональному стандарту Внутренний стандарт образовательной организации Ключевые области стандарта педагога Профессиональная ИКТ-компетентность Аудит (внутренний и внешний)
Содержание профессионального стандарта педагога Обучение Воспитательная работа Развитие Профессиональные компетенции
Содержание профессионального стандарта педагога. Часть первая: обучение Педагог должен: Иметь высшее образование Демонстрировать знание предмета и программы обучения Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока) Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля Владеть ИКТ-компетенциями
Содержание профессионального стандарта педагога. Часть вторая: воспитательная работа Владеть формами и методами воспитательной работы Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций Владеть методами музейной педагогики Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно- познавательную деятельность Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их Педагог должен:
Уметь находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей Уметь создавать учебных группах детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей учащихся Уметь сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу Уметь защитить достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы
Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума Умение читать документацию специалистов Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу Умение отслеживать динамику развития ребенка Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают Содержание профессионального стандарта педагога. Часть третья: развитие
Знание общих закономерностей развития личности Умение использовать в практике совей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду Умение осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ОП Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся Умение составить психолого-педагогическую характеристику личности учащегося Умение составлять совместно с другими специалистами программу разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития Умение формировать и развивать УУД, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в соц.сетях, толерантность и т.д. Владение психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с различными учащимися Умение формировать детско-взрослые сообщества Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью
В профессиональную педагогическую ИКТ- компетентность входят: -Общепользовательская ИКТ- компетентность -Общепедагогическая ИКТ- компетентность -Предметно-педагогическая ИКТ- компетентность Содержание профессионального стандарта педагога. Часть четвертая: профессиональные компетенции
Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся Необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности Необходимо обеспечить обратную связь с потребителями деятельности педагога (учащиеся и их родители) Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита (анализ плана и отчетов, посещение уроков и др.)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!