Методологические основы обучения
Современная концепция обучения основывается на системном подходе к пониманию процесса обучения, согласно которому чувственное восприятие, понимание и усвоение знаний, практическая проверка приобретенных знаний и умений должны быть органически слиты в познавательном процессе.
Выдвигая требование одновременного развития когнитивной, аффективной и действенно-практической сфер сознания, современная дидактическая система стремится к преодолению противоречий между знаниями и умениями, теорией и практикой, способностями к описанию и изменению действительности, между знаниями, воспринятыми от учителя и самостоятельно приобретенными.
Обучение не сводится ни к передаче учащимся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению ими противоречий, ни к собственным открытиям учащихся. Его отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной активностью учащихся, базирующееся на научной организации труда субъектов обучения. Главная цель при этом - выведение учащихся на заданный уровень обученности с минимальными затратами времени, сил и средств.
Все более проникают в практику идеи педоцентризма, личностной ориентации обучения, его индивидуализации, интеграции и дифференциации, повышения уровня субъектности отношений участников процесса обучения. Это отражается на подходах, применяемых при разработке учебных планов, образовательных программ, делая их более адаптированными к самым разнообразным потребностям и интересам учащихся.
Повышается уровень технологичности процесса обучения, достойное место в нем занимают информационные, мультимедийные технологии, усложняются применяемые средства обучения. Педагогическая диагностика становится неотъемлемым атрибутом процесса обучения.
В обучении, построенном на современном конструктивно-деятельностном подходе: цель - гармоничное развитие всех сфер личности учащихся, их способностей, интересов, потребностей и мотивов, содержание урока строится как освоение способов познания, общественно и личностно значимых преобразований действительности и самого себя
Движущие силы учения - преодоление центрального противоречия между уровнем сложности учебной задачи и имеющимися интеллектуальными ресурсами для ее решения через радость творчества, ощущение личностного роста, уверенности в себе.
Способы работы - совместная деятельность, поиск, эвристическая беседа, урок-диспут, формирование гуманистических отношений между учителем и учащимися. Организация современного занятия: поиск ответов на вопросы, решение нетиповых жизненных (практических и теоретических) задач, преобладание групповой и индивидуальной работы.
Преподаватель - помощник, старший друг, советчик в поисках истины. Первая обязанность преподавателя - организовать и увлечь учащихся в активный процесс решения познавательных и практических учебных задач.
Главный результат обучения - способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, нести персональную ответственность за результаты своего учения.
Продуктами процесса обучения являются: ЗУНы; мировоззрение личности; кругозор и эрудиция; качества ума (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной деятельности); умение учиться, развитая познавательная потребность; навыки самообразования; активность; умственная и физическая работоспособность личности; воспитанность; профессиональная ориентация и др.