Видеосюжет
Норма и отклонения в развитии ребенка
Критерии нормальности: Идентичность. Автономность. Адекватная самооценка. Норма – средняя величина чего-либо Это понятие относительно и зависит от времени и культуры
Формирование идентичности продолжается всю жизнь на каждом этапе возникает новое качество. которое в определенный момент становится определяющим его психической жизни и поведения Идентичность - это психическое здоровье, чувство устойчивости, непрерывности «Я»,причастность к социальной группе.
Этапы идентичности До 1 года Чувство базового доверия к миру От 1 до 3 лет Чувство автономности и независимости От 3 до 6 лет Освоение системы социальных ролей От 6 до 14 лет Трудолюбие. Чувство полноценности От 14 до 20 лет Интимность. Кризис идентичности.
Инфантилизм; Чувство тревоги; Чувство изоляции; Страх перед общением; Неспособность эмоционально влиять на другого человека; Враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям. Кризис идентичности не преодолен задержка личностного развития
Способность к децентрации, самоотдаче, любви; Творчество, целеустремленность; Потребность к свободе; Проектирование будущего; Внутренняя ответственность перед собой, и другими, прошлым и будущим; Стремление к обретению смысла жизни. Степень психического здоровья отношение к другому человеку :
Относительная стабильность характера во времени; Тотальность проявления; Социальная дезадаптация. Аномалия - отклонение от правильности развития
Дефект Первичный Физический или психический недостаток, нарушающий нормальное развитие ребенка. Вызван биологическими факторами. Вторичный Недоразвитие высших психических функций. Возникает под влиянием первичного дефекта.
4 группы дефектов Группа физических отклонений Группа психических отклонений Группа педагогических отклонений Группа социальных отклонений
Вниманию педагогов!!! Пограничная зона между нормой и отклонением имеет очень важное значение в рамках терапевтического аспекта деятельности педагога. Норма Отклонения
Причины отклонений в развитии ребенка Наследственное влияние Наследственные заболевания Предрасположен- ность к заболеваниям Неблагоприятные факторы внешней среды ПренатальныеНатальныеПостнатальные Субъективные факторы Особенности темперамента Личностные характеристики
Чем раньше повреждается эмбрион, тем тяжелее последствия Врожденные аномалии: Перинатальная патология – негативное влияние на плод во внутриутробном периоде Травмы Интоксикация Охлаждения Внутренние болезни Употребление алкоголя
Врожденные аномалии: Натальные травмы: Кровоизлияния в мозг Кровоизлияния в мозг Кислородное голодание Кислородное голодание Клиническая смерть Клиническая смерть Постнатальные нарушения: Менингит (воспаление мозговой оболочки) Менингит (воспаление мозговой оболочки) Энцефалит (воспаление головного мозга) Энцефалит (воспаление головного мозга) Полиомиелит Полиомиелит ДЦП Снижение умственного развития Глухота, ЗПР Глубокая ЗПР Ограниченность двигательных возможностей
Отличие детского мозга Детский мозг отличается от взрослого. Даже небольшое поражение не может быть изолировано как у взрослого. Поэтому при первичном дефекте ребенок почти всегда отстает в психическом развитии
Социальные причины аномалий Неблагоприятные условия развития ребенка Депривация: сенсорная эмоциональная социальная когнитивная
Неблагоприятные факторы среды Неполные, бедные, конфликтные семьи. Неполные, бедные, конфликтные семьи. Развод родителей Развод родителей Алкоголизм родителей Алкоголизм родителей Низкий уровень образования семьи Низкий уровень образования семьи Двуязычие в семье Двуязычие в семье Ограниченность речевых контактов Ограниченность речевых контактов
Субъективные причины аномалий Особенности темперамента упрямство слабая адаптивность страх нового Личностные характеристики пессимизм низкий самоконтроль неадекватная самооценка
Практикум Работа с текстом «Виды интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников»