психолого- педагогичес кий аспект
В НОВОЙ СОЦИАЛЬНО- ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ПРИОРИТЕТ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ ОТДАЕТСЯ РЕБЕНКУ И СЕМЬЕ, ЛИЧНОСТНОЙ АКТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНОМУ РОСТУ.
Принцип адаптивности образования к уровню и особенностям психофизического и личностного развития ребенка; Принцип гуманизации образования; Принцип дифференциации и индивидуализации обучения ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Школа предъявляет новый, усложненный круг требований к психической деятельности: необходимость длительно Школа предъявляет новый, усложненный круг требований к психической деятельности: необходимость длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчинять их школьным дисциплинарным требованиям. Для большей части детей начало обучения в школе во многих отношениях представляет собой стрессовую ситуацию, так как ведет к кардинальным изменениям в жизни ребенка.
Дети, испытывающие трудности в выполнении школьных требований, составляют так называемую "группу риска" возникновения школьной дезадаптации. Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям.
Успеваемость - не только успешное усвоение знаний, но и активность ребенка в процессе обучения. Поведение - его соответствие со школьными правилами как на уроке, так и на перемене. Социализация и адаптация - хороший контакт с одноклассниками и педагогами, позитивный настрой на процесс обучения в целом. КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Еще одним показателем адаптации является период времени, необходимый ребенку для вхождения в норму. Для полной адаптации месяца, для неполной (неустойчивой) адаптации - от 3-х до 6-ти месяцев с начала учебы.
Дезадаптация - Дезадаптация - исчезновение, уничтожение какой-либо сформировавшейся функции или же изначальная невозможность ее формирования. Дизадаптация Дизадаптация – искажение функции, более тонкие нарушения, нежели полное ее отсутствие.
это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития и т.д. это невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в рамках конкретного образовательного учреждения. ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ
Активный протест Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене – негативизм по отношению к другим – ссорится, дерется, раздражается и т.д. ВАРИАНТЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Реакция пассивного протеста Редко поднимает руку на уроке, выполняет требования учителя формально. На перемене пассивен, предпочитает находиться один не проявляет интереса к коллективным играм. Характерно депрессивное настроение, страхи. ВАРИАНТЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Реакция тревожности и неуверенности Пассивен на уроке, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Тревожен, легко плачет, краснеет, теряется при замечаниях учителя. ВАРИАНТЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ минимальные мозговые дисфункции проявляются в виде дисграфии (нарушении навыков письма), дислексии (нарушении навыков чтения), дискалькулии (нарушении навыков счета). Редко проявляются в «чистом» виде. Часто встречаются дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Характерна отвлекаемость, избыточная двигательная активность, импульсивность, проблемы во взаимоотношениях, трудности в учебе.
Индивидуальный фактор (уродства, двигательные проблемы, дефекты речи, низкие (или высокие) умственные способности). Соматический фактор (наличие хронических заболеваний). Психолого-педагогический фактор (невозможность личного контакта между учителем и учеником). Семейный фактор (недостаток общения, эмоциональный дефицит, противоречивость требований взрослых, непоследовательность воспитания, гиперопека или жестокое обращение, неприятие проблем со здоровьем, политика двойных стандартов). Средовый фактор (дурное влияние сверстников, притягательность ничегонеделания, безнаказанность асоциального поведения, желание острых ощущений).
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПРИ ШД Школьная дезадаптация бывает легкой, среднетяжелой, тяжелой
Оценить время активного внимания, Диагностировать признаки истощения, утомляемости, снижение умственной работоспособности, ошибки в письменных работах, повышенный уровень тревожности при хорошей успеваемости ДИАГНОСТИКА ШД
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ НАИБОЛЕЕ ЧРЕВАТ ВОЗНИКНОВЕНИЕМ РАЗНООБРАЗНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ Чаще всего это связано с нарушением общения с кем-то из значимых для них людей. Это источник негативных переживаний.
психолого- педагогичес кий аспект ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ