Псевдонимы русских писателей и поэтов Подготовил: Никита Белавин
Псевдоним (с греч. «pseudonymous», что значит «носящий ложное имя») - подпись или имя, которыми авторы заменяют своё настоящее имя. К псевдонимам прибегали издавна с различными целями: укрыться от преследований цензуры, подчеркнуть особенность личности автора или его творчества, представить его не таким, каков он на самом деле, другими словами литературная маска. Причинами появления псевдонимов бывали также неблагозвучие фамилии, сословные предрассудки, боязнь провала на литературном поприще, наличие однофамильцев. Литературный псевдоним может считаться одним из видов литературных мистификаций.
Многие авторы или совсем не ставили на рукописях имени, или указывали вымышленное имя, т. е. псевдоним. Люди творческих профессий с незапамятных времен заменяли родные имена придуманными. Иной раз так (инкогнито) проживали всю жизнь. Случалось, только спустя века узнавали подлинное имя писателя или поэта.
Шлейф тайны порой столь плотно окутывал настоящее имя, что в конце концов оно забывалось окончательно и в истории оставался лишь псевдоним. Раньше всё это было частью литературной игры, затеянной самими писателями.
Д. Н. Мамин - Сибиряк Псевдоним у Дмитрия образовался после смерти в 1878 году отца. С семьей перебрался в Екатеринбург, где перебивается разовыми заработками, получаемыми за репетиторство и публикации в прессе. Он продолжал писать, а чтобы лучше понять народную жизнь, много ездил по Уралу, знакомился с людьми, записывал рассказанные ими житейские истории. В начале 1880-х годов его произведения снова появляются в журналах Москвы и Петербурга под псевдонимом Д. Сибиряк.
Теперь и Салтыков-Щедрин охотно берет произведения молодого писателя для публикации в «Отечественных записках». Вскоре Дмитрий присоединяет к фамилии псевдоним и уже как Мамин-Сибиряк становится известен читателям, у которых приобретает популярность своими произведениями, открывающими читателям таинственный мир Урала: старателей и старообрядцев, заводских рабочих и местных промышленных воротил, таежных отшельников и откровенных разбойников.
Иногда, принимая псевдоним, автор ставил целью не столько скрыть своё имя, сколько подчеркнуть главную черту своего характера, доминирующие ноты своего творчества, или же свою профессию, место рождения, жительства, социальное положение и т.д.
Порой, целью было вызвать у читателей определённой мысли, чувства. Такие псевдонимы можно назвать эмоциональными.
Псевдонимы всегда привлекали внимание литературоведов. Наука о псевдонимах, которая по аналогии с ономастикой, т.е. наука об именах, можно назвать псевдономастикой – наукой о вымышленных именах, является пограничным разделом литературоведения и филологии.
М. Горький – Пешков И. Северянин – Лотарев А. Ахматова – Горенко А. Белый – Бугаев Ф. Соллогуб – Тетерников А. Чехов – Антоша Чехонте Салтыков-Щедрин – Щедрин