МИНЮРОВА Светлана Алигарьевна ЗАУСЕНКО Ирина Викторовна Личностные детерминанты психологического благополучия педагога
Актуальны противоречия между * потребностью современной системы образования в педагогах, способных к личностному саморазвитию, самовосстановлению и достижению психологического благополучия, и отсутствием научно-обоснованной, систематической практики психологического сопровождения педагогов; *необходимостью создания среды, развивающей личность ученика, и недостатком исследования позитивных личностных ресурсов педагога, который это обеспечивает; *специфическими особенностями педагогической профессии, способствующей личностной деформации, и отсутствием исследований личностных качеств, обусловливающих направленность педагога на позитивное функционирование и достижение психологического благополучия.
Проблема поиск личностных ресурсов педагога для самовосстановления, личностно- профессионального саморазвития и достижения психологического благополучия
Структура психологического благополучия личности педагога Опираясь на отечественную методологию (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев), мы предлагаем рассмотреть личность педагога как систему его отношений, включающую следующие компоненты: отношение к человеку (к себе, к людям) отношение к условиям жизни отношение к собственному функционированию в этих условиях.
Уровни анализа личностных детерминант психологического благополучия педагога Уровень анализаЛичностные детерминанты позитивного функционирования МотивирующиеСтабилизирующие КомпонентныйКачества, характеризующие отношение к себе и стремление к личностно- профессиональному саморазвитию Качества, характеризующие интегрированность личности Функциональный Обусловливают направленность на позитивное функционирование Обусловливают устойчивость позитивного функционирования ГенетическийРазвиваются с детства под влиянием значимых других (родителей, родственников, педагогов) Формируются у взрослого в процессе личностного саморазвития Уровень анализаЛичностные детерминанты позитивного функционирования личности педагога МотивирующиеСтабилизирующие КомпонентныйКачества, характеризующие отношение к себе и стремление к личностно- профессиональному саморазвитию Качества, характеризующие интегрированность личности Функциональный Обусловливают направленность на позитивное функционирование Обусловливают устойчивость позитивного функционирования ГенетическийРазвиваются с детства под влиянием значимых других (родителей, родственников, педагогов) Формируются у взрослого в процессе личностного саморазвития
Взаимовлияние мотивирующих детерминант психологического благополучия личности
Взаимовлияние личностных качеств, стабилизирующих психологическое благополучие педагога
Взаимодействие переменных детерминирующих психологическое благополучие личности педагога
Выводы: 1. Личностные качества педагога, характеризующие его стремление к саморазвитию и внутреннюю интегрированность выполняют функцию личностных детерминант психологического благополучия. 2. Мотивирующими детерминантами психологического благополучия личности педагога являются такие качества, которые характеризуют отношение личности к себе и стремление к самосовершенствованию: самоценность, низкая самооценка (но не заниженная), открытость, саморуководство, доверие собственной интуиции, психоэнергетический потенциал. 3. Стабильность уровня психологического благополучия личности педагога обеспечивает взаимовлияние личностных качеств педагога, характеризующих его личностную интегрированность: самоуважение, уверенность в себе, жизнестойкость, позитивное отраженное самоотношение, потребность «служить», быть полезным другим, карьерная устойчивость, позиция «Взрослый», низкая внутренняя конфликтность и самообвинение – и показателей позитивного функционирования личности. Психологическое благополучие личности педагога обусловлено степенью сформированности стабилизирующих детерминант.
В соответствии с уровнем выраженности личностных детерминант выделены три группы педагогов: псевдоблагополучные, для которых характерны высокие показатели психологического благополучия и направленность на изменение других; благополучные, со средними показателями психологического благополучия (баланс направленности на изменение себя и других) и педагоги с низкими показателями психологического благополучия, склонные фиксировать внимание на своих слабых личностных качествах.