1 1. Понятие и формирование спроса 2. Факторы изменения спроса и их анализ 3. Эластичность спроса 4. Предложение товаров на рынке 5. Факторы изменения предложения и их анализ 6. Эластичность предложения © П.Г. Банщиков ТЕМА 2. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
2 Формы представления спроса Аналитическая ТабличнаяГрафическая Цена, грн. Р Объём спроса Q, од © П.Г. Банщиков Понятие и формирование спроса
3 Наибольшая цена спроса © П.Г. Банщиков Наибольшая цена, какую потребитель готов заплатить за товар, называется максимальной ценой спроса, или исходною ценою Понятие и формирование спроса
4 Цена, грн. Количество покупателей, готовых купить книгу по данной цене Цены на учебник и количество покупателей © П.Г. Банщиков Понятие и формирование спроса Таблица 2.1
5 Количество покупателей в зависимости от уровня исходной цены © П.Г. Банщиков Понятие и формирование спроса
6 Таблица 2.2 Переход от индивидуального спроса к рыночному Цена товара, грн. Р Индивидуальный спрос покупателей Рыноч- ный спрос, од. Q 1-й покупатель, од. Q1 2-й покупатель, од. Q2 3-й покупатель, од. Q Индивидуальный и рыночный спрос © П.Г. Банщиков Понятие и формирование спроса
7 © П.Г. Банщиков Понятие и формирование спроса Индивидуальный и рыночный спрос
8 © П.Г. Банщиков Факторы изменения спроса и их анализ Рис Изменение величины спроса Рис Изменение спроса вцелом 0 Q 1 Q Q 2 Q D P1P1 C A B D P D PЕPЕ P2P2 P P1P1 C A B D1D1 0 Q 2 Q Q 1 Q D D1D1 D D D2D2 D2D2 Объем спроса и спрос
9 - изменение уровня дохода (I); - изменение вкусов и предпочтений у потребителей (Z); - изменение цен на товары-субституты и товары-комплементы (P sub P com ); - ожидания изменений в экономической ситуации (W); - количество покупателей (N); - накопленное имущество и др. - изменение уровня дохода (I); - изменение вкусов и предпочтений у потребителей (Z); - изменение цен на товары-субституты и товары-комплементы (P sub P com ); - ожидания изменений в экономической ситуации (W); - количество покупателей (N); - накопленное имущество и др. © П.Г. Банщиков Факторы изменения спроса и их анализ Неценовые детерминанты спроса
10 Товары-заменители (субституты) Товары-дополнители (комплементы) Направление изменения цены одного из товаров Изменение спроса другого товара Направление изменения цены одного из товаров Изменение спроса другого товара ПовышаетсяРастётПовышаетсяПадает ПонижаетсяПадаетПонижаетсяРастёт Взаимосвязь между изменением цен и спросом на сопутствующие товары © П.Г. Банщиков Факторы изменения спроса и их анализ Неценовые детерминанты спроса
11 © П.Г. Банщиков Ценовая эластичность спроса характеризует реакцию покупателей на изменение цен на товар Эластичность спроса Ценовая эластичность спроса
12 © П.Г. Банщиков Коэффициент ценовой эластичности спроса показывает, на сколько процентов изменится объём спроса при изменении цены товара на один процент Эластичность спроса Показатели ценовой эластичности спроса
13 Цена, грн. Количество покупателей Коэффициент эластичности , , , , ,66 Оценка ценовой эластичности спроса на книги Ценовая эластичность спроса на товар © П.Г. Банщиков Эластичность спроса Таблица 2.3
14 P D1D1 D1D1 0 Q 1 Q 2 Q P E= Рис Абсолютно эластичный спрос Значения коэффициента эластичности спроса © П.Г. Банщиков Эластичность спроса
15 P D2D2 D2D2 0 Q 1 Q P2P2 E=0 Рис Абсолютно неэластичный спрос P1P1 © П.Г. Банщиков Значения коэффициента эластичности спроса Эластичность спроса
16 P D3D3 D3D3 0 Q 2 Q 1 Q P2P2 E=1 Рис Спрос единичной эластичности P1P1 © П.Г. Банщиков Значения коэффициента эластичности спроса Эластичность спроса
17 P D4D4 D4D4 0 Q 2 Q 1 Q P2P2 E>1 Рис Эластичный спрос P1P1 © П.Г. Банщиков Значения коэффициента эластичности спроса Эластичность спроса
18 P D5D5 D5D5 0 Q 2 Q 1 Q P2P2 E
19 Действия факторов в направлении повышения эластичностиснижения эластичности Отнесение товара к группе роскошипервой необходимости Удельный вес товара в бюджете потребителя большоймалый Количество товаров заменителей многомало Тип товара по характеру его использования универсальныйспециальный Факторы изменения ценовой эластичности спроса © П.Г. Банщиков Эластичность спроса
20 Эластичность спроса и выручка продавца B 0 Q 2 Q 1 Q 4 Q 3 Q E D = 0 P3P3 P4P4 E D 1 P1P1 P2P2 E D = P A Увеличение дохода Уменьшение дохода Рис Влияние изменения цены товара на выручку продавца © П.Г. Банщиков Эластичность спроса
21 Таблица 2.4 Изменение выручки продавца при изменении цен при разной эластичности спроса Коэффициент эластичности Изменение дохода при изменении цен Повышение ценСнижение цен Е>1Доход снижаетсяДоход растёт E=1Доход не меняется E
22 © П.Г. Банщиков Рис Взаимосвязь между эластичностью спроса и выручкой продавца Эластичность спроса Эластичность спроса и выручка продавца
23 Доходная эластичность спроса © П.Г. Банщиков Коэффициент доходной эластичности спроса показывает, на сколько процентов изменится объём спроса на товар при изменении доходов покупателей на один процент Эластичность спроса
24 ЕІ=1 - Товары нормального потребительского качества ЕІ>1 - Товары роскоши ЕІ=0 - Товары первой необходимости ЕІ1 - Товары роскоши ЕІ=0 - Товары первой необходимости ЕІ 1 © П.Г. Банщиков Доходная эластичность спроса Эластичность спроса
25 Перекрестная эластичность спроса © П.Г. Банщиков Коэффициент перекрестной эластичности спроса между товарами А і В показывает, на сколько процентов изменится объём спроса на товар А при изменении цены товара В на один процент Эластичность спроса
26 Формы представления предложения Аналитическая Графическая Табличная Цена за единицу, грн., P Объём предло- жения ед., Q s © П.Г. Банщиков Предложение товаров на рынке Объём предложения, ед. Qs Цена, грн. Р S S
27 Цена, грн. Объём предложения, ед Цены на книгу и объём предложения © П.Г. Банщиков Предложение товаров на рынке Таблица 2.5
28 © П.Г. Банщиков Предложение товаров на рынке
29 Индивидуальное и рыночное предложение Цена за единицу, грн. P Объём предложения шт. Q s Число продавцов на рынке Объём рыночного предложения © П.Г. Банщиков Предложение товаров на рынке Переход от индивидуального предложения к рыночному Таблица 2.6
30 © П.Г. Банщиков Факторы изменения предложения и их анализ Объём предложения и предложение 0 Q 2 Q E Q 1 Q D P2P2 PEPE P1P1 C A B S S P 0 Q S P S 2 S S 1 Рис Изменение величины предложения Рис Изменение предложения товаров
31 P r – цены ресурсов, используемых для производства товара; K – технологии, используемы для производства товара; P sub – цены товаров заменителей (субститутов) в производстве, т.е. альтернативных товаров, которые могут выпускаться на том же предприятии; P com – цены товаров дополнителей (комплектующих изделий, получаемых предприятием по кооперации); T – налоги и субвенции; N – количество продавцов на рынке; B – прочие факторы. P r – цены ресурсов, используемых для производства товара; K – технологии, используемы для производства товара; P sub – цены товаров заменителей (субститутов) в производстве, т.е. альтернативных товаров, которые могут выпускаться на том же предприятии; P com – цены товаров дополнителей (комплектующих изделий, получаемых предприятием по кооперации); T – налоги и субвенции; N – количество продавцов на рынке; B – прочие факторы. © П.Г. Банщиков Факторы изменения предложения и их анализ Неценовые детерминанты предложения
32 Рис Снижение предложения в результате установления акцизного сбора © П.Г. Банщиков Влияние акциза на изменение предложения Факторы изменения предложения и их анализ
33 © П.Г. Банщиков Ценовая эластичность предложения характеризует реакцию продавца на изменение рыночной цены товара Эластичность предложения Ценовая эластичность предложения
34 © П.Г. Банщиков Эластичность предложения Ценовая эластичность предложения Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает, на сколько процентов изменится объём предложения товара при изменении его цены на один процент
35 S3S3 S1S1 P S1S1 S3S3 S2S2 S2S2 0 Q 1 Q 2 Q S Рис Эластичность предложения в мгновенном (S1), коротком (S2) і длительном (S3) периодах времени © П.Г. Банщиков Эластичность предложения Время как фактор эластичности предложения
36 © П.Г. Банщиков ТЕМА 2. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Благодарю за внимание