Министерство здравоохранения Украины Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького Кафедра социальной медицины, организации здравоохранения и истории медицины Л Е К Ц И Я «Организационные принципы формирования рыночных отношений в общественном здравоохранении» Автор: профессор В.И. Агарков
План лекции Принципы формирования рыночной системы производства и реализации медицинских услуг. Принципы формирования рыночной системы производства и реализации медицинских услуг. Принципы формирования адекватного поведения потребителей в условиях рыночной системы медицинского обслуживания. Принципы формирования адекватного поведения потребителей в условиях рыночной системы медицинского обслуживания.
В В Е Д Е Н И Е Для положительного медицинского, социального и экономического эффекта в здравоохранении, рыночные отношения в сфере медицинского обслуживания населения должны строиться сугубо на фундаментальных научных законах рыночной экономики. Поэтому, практическая реализация мер формирования рыночного механизма хозяйствования в здравоохранении обычно основывается на концепции, ключевые моменты которой составляют экономические принципы, отражающие существо рыночной экономики и определяющие правила и направления построения рыночной системы отношений в обществе и в том числе при обеспечении его медицинской помощью. Для положительного медицинского, социального и экономического эффекта в здравоохранении, рыночные отношения в сфере медицинского обслуживания населения должны строиться сугубо на фундаментальных научных законах рыночной экономики. Поэтому, практическая реализация мер формирования рыночного механизма хозяйствования в здравоохранении обычно основывается на концепции, ключевые моменты которой составляют экономические принципы, отражающие существо рыночной экономики и определяющие правила и направления построения рыночной системы отношений в обществе и в том числе при обеспечении его медицинской помощью.
Организационные принципы формирования рыночных отношений в здравоохранении первый организационный принцип - введение в сферу медицинского обслуживания населения товарно- денежных отношений на основе экономико-юридического мониторинга. - введение в сферу медицинского обслуживания населения товарно- денежных отношений на основе экономико-юридического мониторинга.
Организационные принципы формирования рыночных отношений в здравоохранении второй организационный принцип активное развитие частной инфраструктуры в здравоохранении как материальной основы рыночного механизма хозяйствования.
Организационные принципы формирования рыночных отношений в здравоохранении третий организационный принцип формирование многоукладной собственности в системе здравоохранения. формирование многоукладной собственности в системе здравоохранения.
Товар - это продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность посредством купли-продажи. Иначе говоря, товар - это объект рыночных отношений в обществе, обладающий двумя важнейшими свойствами - способностью удовлетворять потребность и обмениваться (продаваться). - это продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность посредством купли-продажи. Иначе говоря, товар - это объект рыночных отношений в обществе, обладающий двумя важнейшими свойствами - способностью удовлетворять потребность и обмениваться (продаваться). Свойство товара удовлетворять потребность определяет потребительскую стоимость, которая формируется на основе спроса. Свойство товара удовлетворять потребность определяет потребительскую стоимость, которая формируется на основе спроса. Способность товара обмениваться определяется, прежде всего, его стоимостью. Способность товара обмениваться определяется, прежде всего, его стоимостью.
Стоимость товара это воплощенный в него труд. Стоимость товара проявляется в меновой его стоимости, которую олицетворяют деньги. это воплощенный в него труд. Стоимость товара проявляется в меновой его стоимости, которую олицетворяют деньги. Основным производственным продуктом деятельности здравоохранения является медицинская услуга. Основным производственным продуктом деятельности здравоохранения является медицинская услуга.
Товарно-денежные отношения в сфере медицинского обслуживания Товарно-денежные отношения в сфере медицинского обслуживания могут развиваться только на основе купли-продажи медицинских услуг. Это означает, что в системе этих экономических отношений в обществе медицинские услуги должны быть превращены в товар со всеми его рыночными свойствами потребительской стоимости и стоимостью. Товарно-денежные отношения в сфере медицинского обслуживания могут развиваться только на основе купли-продажи медицинских услуг. Это означает, что в системе этих экономических отношений в обществе медицинские услуги должны быть превращены в товар со всеми его рыночными свойствами потребительской стоимости и стоимостью.
Организационные принципы формирования рыночных отношений в здравоохранении четвертый организационный принцип: превращение медицинской услуги в товар с потребительской стоимостью и стоимостью превращение медицинской услуги в товар с потребительской стоимостью и стоимостью
Задачи, позволяющие формализовать рыночные свойства медицинских услуг Это осуществляется через механизм ценообразования при производстве медицинских услуг и тарификации при их реализации. При этом цена медицинской услуги будет включать стоимость ее как сумму производственных затрат и потребительскую стоимость как следствие спроса и предложения на данную медицинскую услугу. На основе полученных цен будут составляться тарифные сетки, которые могут быть региональные, общегосударственные, отраслевые, профильные, учрежденческие и другие. Это осуществляется через механизм ценообразования при производстве медицинских услуг и тарификации при их реализации. При этом цена медицинской услуги будет включать стоимость ее как сумму производственных затрат и потребительскую стоимость как следствие спроса и предложения на данную медицинскую услугу. На основе полученных цен будут составляться тарифные сетки, которые могут быть региональные, общегосударственные, отраслевые, профильные, учрежденческие и другие.
Организационные принципы формирования рыночных отношений в здравоохранении пятый организационный принцип: формирование рынка медицинских услуг как самостоятельной системы, способней обеспечивать товарно-денежные отношения в здравоохранении. формирование рынка медицинских услуг как самостоятельной системы, способней обеспечивать товарно-денежные отношения в здравоохранении.
Рынок медицинских услуг - это система товарно-денежных отношений, складывающиеся в здравоохранении между производителями и потребителями медицинских услуг в процессе их производства и реализации. - это система товарно-денежных отношений, складывающиеся в здравоохранении между производителями и потребителями медицинских услуг в процессе их производства и реализации. Субъектами рынка медицинских услуг являются производители медицинских услуг и население их потребляющее. Субъектами рынка медицинских услуг являются производители медицинских услуг и население их потребляющее. Объектами рынка медицинских услуг выступают сами медицинские услуги, финансовые и материальные средства. Объектами рынка медицинских услуг выступают сами медицинские услуги, финансовые и материальные средства.
Основные элементы рынка Рынок как самостоятельное образование в сфере здравоохранения включает три основных элемента: рынок медицинских услуг; рынок медицинских услуг; рынок труда; рынок труда; рынок капитала (материальные и финансовые средства). рынок капитала (материальные и финансовые средства).
Рынок медицинских услуг характеризуется следующими признаками: а) неограниченное число участников актов купли-продажи медицинских услуг, означающее наличие права участия в системе рыночных отношений всех производителей и потребителей медицинских услуг без каких-либо ограничений; а) неограниченное число участников актов купли-продажи медицинских услуг, означающее наличие права участия в системе рыночных отношений всех производителей и потребителей медицинских услуг без каких-либо ограничений; б) свободный для производителей медицинских услуг доступ на рынок медицинских услуг и свободный выход из него, то есть каждое медицинское учреждение и каждый медицинский работник обладают правом и свободой заниматься предпринимательством в сфере медицинского обслуживания и прекращать эту деятельность по своему усмотрению; б) свободный для производителей медицинских услуг доступ на рынок медицинских услуг и свободный выход из него, то есть каждое медицинское учреждение и каждый медицинский работник обладают правом и свободой заниматься предпринимательством в сфере медицинского обслуживания и прекращать эту деятельность по своему усмотрению; в) свобода экономического поведения на рынке медицинских услуг их производителей и потребителей, означающая, что каждое медицинское учреждение и даже медицинский работник могут свободно определять виды медицинских услуг, которые они будут производить, технологию их производства и форму их реализации. Население же, как потребитель свободно выбирает производителя, вид и характер медицинских услуг, а также форму их получения* в) свобода экономического поведения на рынке медицинских услуг их производителей и потребителей, означающая, что каждое медицинское учреждение и даже медицинский работник могут свободно определять виды медицинских услуг, которые они будут производить, технологию их производства и форму их реализации. Население же, как потребитель свободно выбирает производителя, вид и характер медицинских услуг, а также форму их получения* г) мобильность материальных, трудовых и финансовых ресурсов в сфере здравоохранения, что будет формировать условия для расширения производства медицинских услуг, то есть увеличивать сеть медицинских учреждений, объемы и спектр видов медицинской помощи, вводить новые технологии медицинского обслуживания; г) мобильность материальных, трудовых и финансовых ресурсов в сфере здравоохранения, что будет формировать условия для расширения производства медицинских услуг, то есть увеличивать сеть медицинских учреждений, объемы и спектр видов медицинской помощи, вводить новые технологии медицинского обслуживания; д) доступность для каждого субъекта рынка медицинских услуг к достоверной и полной информации о функционировании рынка медицинских услуг, то есть, об объеме и виде производимых медицинских услугу, спросе на них, ценах и прибыли при реализации медицинских услуг, технологиях, материальных, финансовых и трудовых ресурсах, задействованных и свободных на рынке медицинских услуг. Только полное и свободное обладание подобной информацией обеспечивает успешное функционирование здравоохранения, отдельных его служб и субъектов в системе рыночных отношений; д) доступность для каждого субъекта рынка медицинских услуг к достоверной и полной информации о функционировании рынка медицинских услуг, то есть, об объеме и виде производимых медицинских услугу, спросе на них, ценах и прибыли при реализации медицинских услуг, технологиях, материальных, финансовых и трудовых ресурсах, задействованных и свободных на рынке медицинских услуг. Только полное и свободное обладание подобной информацией обеспечивает успешное функционирование здравоохранения, отдельных его служб и субъектов в системе рыночных отношений; е) отсутствие монополии на производство медицинских услуг, что обеспечит формирование ключевого фактора прогрессивного развития рыночных отношений в здравоохранении и самой отрасли здравоохранения - конкурентной среды. е) отсутствие монополии на производство медицинских услуг, что обеспечит формирование ключевого фактора прогрессивного развития рыночных отношений в здравоохранении и самой отрасли здравоохранения - конкурентной среды.
Конкуренция - это механизм рынка товаров и услуг, обеспечивающий рост качества товаров и снижение затрат при их производстве. По существу это механизм саморазвития рыночной системы производственных отношений, то есть рыночной экономической системы. Поэтому для эффективного и поступательного развития здравоохранения как отрасли в системе рыночных отношений следует активно формировать конкурентную среду на рынке медицинских услуг. - это механизм рынка товаров и услуг, обеспечивающий рост качества товаров и снижение затрат при их производстве. По существу это механизм саморазвития рыночной системы производственных отношений, то есть рыночной экономической системы. Поэтому для эффективного и поступательного развития здравоохранения как отрасли в системе рыночных отношений следует активно формировать конкурентную среду на рынке медицинских услуг.
Организационные принципы формирования рыночных отношений в здравоохранении шестой организационный принцип: создание условий в здравоохранении для формирования конкурентной среды на рынке медицинских услуг создание условий в здравоохранении для формирования конкурентной среды на рынке медицинских услуг
Конкурирующее сотрудничество Такая форма конкуренции эффективно формируется на базе гармоничной структуры многоукладной собственности: индивидуальной и групповой, частной, акционерной, коммунальной, общегосударственной. Такая форма конкуренции эффективно формируется на базе гармоничной структуры многоукладной собственности: индивидуальной и групповой, частной, акционерной, коммунальной, общегосударственной. Создание законодательных основ по формированию в здравоохранении разнообразных видов собственности – важнейшее направление его реформирования. Создание законодательных основ по формированию в здравоохранении разнообразных видов собственности – важнейшее направление его реформирования.
Организационные принципы формирования рыночных отношений в здравоохранении седьмой организационный принцип: создание условий в обществе для формирования адекватного поведения потребителей медицинских услуг в системе рыночных отношений в здравоохранении. создание условий в обществе для формирования адекватного поведения потребителей медицинских услуг в системе рыночных отношений в здравоохранении.
Факторы, определяющие спрос населения на медицинские услуги Спрос населения на медицинские услуги в рыночной системе отношений определяется двумя ведущими факторами: Спрос населения на медицинские услуги в рыночной системе отношений определяется двумя ведущими факторами: - предпочтением полезности медицинской услуги - финансовой ограниченностью (возможностью) потребителей медицинских услуг Предпочтение полезности определяется качеством и жизненной важностью медицинской услуги.
Организационные принципы формирования рыночных отношений в здравоохранении восьмой организационный принцип: создание в системе здравоохранения маркетинговых служб. создание в системе здравоохранения маркетинговых служб.
Выводы: 1. Процесс формирования рыночного механизма хозяйствования в здравоохранении вкладывается в общие законы рыночной экономики. 1. Процесс формирования рыночного механизма хозяйствования в здравоохранении вкладывается в общие законы рыночной экономики. 2. Успешно может идти переход отечественного здравоохранения на систему рыночных отношений в том случае, если организационные и практические меры будут соответствовать порядку и требованиям ключевых законов рыночной экономики. 2. Успешно может идти переход отечественного здравоохранения на систему рыночных отношений в том случае, если организационные и практические меры будут соответствовать порядку и требованиям ключевых законов рыночной экономики.
Лекция окончена. Благодарю за внимание!