От теории онтогенеза к оценке физического развития (уровня здоровья) Научная основа Программы «Ваше здоровье – в Ваших руках» Проф. Г.Л.Апанасенко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ СТУДЕНТОВ НовГУ С УЧЕТОМ УРОВНЯ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ЗДОРОВЬЯ.
Advertisements

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Тема: Динамика развития физических качеств у девушек при занятии спортивной борьбой Автор: Нейман Татьяна Владимировна тренер-преподаватель.
ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Организация летнего оздоровления детей в условиях детского дошкольного учреждения Плигина Елена Вадимовна главный внештатный специалист по гигиене детей.
Тестирование по физической культуре.. 1.Под физической культурой понимается: A) часть культуры и общества; A) часть культуры и общества; Б) процесс развития.
Факторы оценки ОС Количественный фактор, определяется при аварийно-залповых выбросах, когда происходит прямое воздействие на ОС. Пространственный фактор,
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Береги здоровье смолоду Автор: Шкода Ирина Васильевна, 7 А класс МОУСОШ 11 Научный руководитель: Зайцева Светлана Валентиновна Консультант: Александрова.
Психология физической культуры. Объектом, управления в спортивной тренировке является поведение спортсмена и его состояние. Целью управления тренировочным.
Мониторинг психофизиологического благополучия и психологической комфортности одарённого ребёнка в ОУ.
Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку у женщин разных возрастных групп. Выполнила: Бодрова А.А. Научный руководитель: доцент, к. б.
Основным физиолого - педагогическим требованием урока физической культуры является получение тренировочного эффекта, который заключается в повышении функциональных.
ПРИЕМЫ САМОКОНТРОЛЯ. Для того чтобы занятия физическими упражнениями приносили только пользу, необходимо следить за состоянием своего организма, контролировать.
Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников Здоровьесберегающие и здоровьекорригирующие технологии в практике МОУ СОШ им. Калинина Тверская.
Лекция 1 Введение в экологическую токсикологию Изучаемые вопросы: 1.Экотоксикология как наука. 2.Истоки возникновения токсикологии 3.Понятие токсичности.
Стресс сопровождает человека во всей его жизни и оказывает значительное влияние на здоровье. Ученые считают, что стрессы в современном мире являются одним.
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Компьютерная программа «Маршрут здоровья» для студентов специальной медицинской группы Руководитель: Манжелей И.В.,
Определение и оценка функционального состояния. Пробы с задержкой дыхания. КОПЫЛОВ АРТЕМ АНДРЕЕВИЧ. ГРУППА М 9102 Б.
Исследование мощности человека в зависимости от его физических возможностей Работу выполнил: Ученик 10 класса МСОШ с. Васильевки Осипчук Евгений Много.
Спортивная подготовка Спортивная подготовка – это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющих направленно воздействовать.
Транксрипт:

От теории онтогенеза к оценке физического развития (уровня здоровья) Научная основа Программы «Ваше здоровье – в Ваших руках» Проф. Г.Л.Апанасенко

Оздоровление (повышение уровня здоровья) Оздоровление можно представить в виде процесса управления: - характеристика управляемого объекта - формирование управляющих действий - их реализация - оценка эффективности Управляемый объект – уровень здоровья индивида (физическое развитие)

Физическое развитие (ФР): Комплекс морфо-функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил и которые тесно связаны с уровнем биологического созревания и физической работоспособностью индивида в данный конкретный момент времени. Физическое развитие отражает преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Оценка ФР должна базироваться на основных положениях теории онтогенеза

Западная школа (J. М. Tanner) Важнейшие качественные преобразования в развитии индивида происходят во внутриутробном периоде, а дальнейшее развитие протекает относительно монотонно

Отечественная школа (И.И.Шмальгаузен, И.А.Аршавский, В.Д.Сонькин и др.) Рост (увеличение протоплазматической массы) и развитие (дифференцировка тканей) – реципрокные процессы. Отсюда – неравномерность и гетерохронность созревания структурных и функциональных свойств в онтогенезе.

Таким образом: Периоды роста тканей сменяются периодами совершенствования функций (т.е. их дифференцировкой), и оценивать совершенство онтогенеза только по размерам тела – ошибка. А степень созревания организма должна определятся состоянием функций, обеспечивающих жизнеспособность индивида

Оценка ФР по региональным стандартам (морфогенез) Регламентированная методика. В основе её методологии социально-гигиеническая парадигма: задержка ФР указывает на социально-гигиеническое неблагополучие (недостаток питания, воздействие неблагоприятных экологических факторов, наличие хронического заболевания и пр.). Информация о фенотипической зрелости и жизнеспособности индивида отсутствует.

Оценка ФР по состоянию функций Предлагаемая методика. Методология основана на учёте степени дифференцировки тканей, т.е. собственно развития (системогенез). Чем оптимальнее состояние функций, тем индивид жизнеспособнее.

Как оценить степень оптимальности функций? Степень оптимальности функций характеризуется проявлением системных реакций, сопровождающих повышение устойчивости организма к экстремальным воздействиям- гипоксии, кровопотере, интоксикации и пр. (Апанасенко Г.Л., 1998): - расширение резерва функций - повышение экономизации функций

Экспресс-система оценки УФЗ по Г.Л.Апанасенко СИ – силовой индекс (кистевая динамометрия, кг\кг массы тела, %); ЖИ – жизненный индекс (ЖЕЛ, мл\кг массы тела); Систолическая работа сердца (индекс Робинсона) в покое {(ЧССхАДс)\100)}; Время восстановления ЧСС после 30 приседаний за 45 с;

Информативная ценность ФР Регламентированная методика: - достоверных корреляционных связей между оценкой ФР и показателями заболеваемости современной популяции детей и подростков Украины нет; Отмечена корреляционная связь оценки ФР с развитием физического качества силы (0,371)

Информативная ценность Предлагаемая методика: По данным Т.Ю. Круцевич (2005) УФЗ хорошо коррелирует с тестами на максимальную силу, быстроту, скоростно-силовую и общую выносливость (r=0,541-0,897).

Показатели распространенности заболеваний, заболеваемости с впервые установленным диагнозом и патологической пораженности в зависимости от УФЗ по Апанасенко (В.К.Козакевич,2001) (530 детей в возрасте лет)

Возрастная динамика УФЗ по Апанасенко (n>1000)

Шкала здоровья