Факторы влияющие на скорость химических реакций
Цель урока Закрепление знаний по теме «Скорость химических реакций и зависимости ее от различных факторов». Практическое применение теоретических знаний при проведении отдельных реакций
актуализация Что называется «Скоростью химических реакций» В каких единицах измеряется «Скоростью химических реакций» «Теория соударений» Какие факторы влияют на «Скоростью химических реакций»
1 фактор – температура задание: предложите способ доказательства влияния t на скорость реакции Реактивы: соляная кислота, мел или мрамор. В две пробирки наливается соляная кислота одинаковой концентрации. Одна пробирка нагревается до градусов. Одновременно в обе пробирки добавляется одинаковые кусочки мела. Наблюдения: в пробирке с более высокой температурой быстрее протекает и заканчивается реакция (по интенсивности выделения углекислого газа) Реактивы: соляная кислота, оксид меди. В две пробирки наливается соляная кислота одинаковой концентрации. Одна пробирка нагревается до градусов. Одновременно в обе пробирки добавляется одинаковое количество оксида меди. Наблюдения: в пробирке с более высокой температурой быстрее протекает и заканчивается реакция (по скорости и интенсивности окрашивания)
2 фактор – концентрация задание: предложите способ доказательства влияния концентрации на скорость реакции Реактивы: концентрированная азотная кислота, медь. В 1 пробирку наливается 3 мл азотной кислота, во 2 пробирку 2 мл азотной кислоты и 1 мл воды, в 3 пробирку 1 мл азотной кислоты и 2 мл воды. Во все 3 пробирки одновременно насыпается равное количество меди. По секундомеру замеряется время требуемое для полного растворения меди. Наблюдения: по времени протекания каждого опыта делаются выводы о прямой зависимости концентрации вещества и скорости реакции. Реактивы: раствор красной кровяной соли (гексоцианоферата калия), серная кислота, железные опилки Готовят кислый раствор красной кровяной соли (6 мл соли и 3-5 капель серной кислоты). Разливают его по трем пробиркам: 1 пробирку наливается 3 мл соли, во 2 пробирку 2 мл соли и 1 мл воды, в 3 пробирку 1 мл соли и 2 мл воды. Во все пробирки одновременно добавляют равные количества железных опилок. По секундомеру замеряется время посинения раствора. Наблюдения: по времени протекания каждого опыта делаются выводы о прямой зависимости концентрации вещества и скорости реакции.
3 фактор – площадь соприкосновения задание: предложите способ доказательства влияния поверхности соприкосновения веществ на скорость реакции Реактивы: концентрированная азотная кислота, медь стружка, медь порошкообразная В две пробирки наливается равное количество азотной кислоты. Одновременно в каждую пробирку добавляется равное количество меди (1 пробирка медные стружки, а во 2 медь в виде порошка) По интенсивности посинения раствора делаются выводы о зависимости скорости реакции от площади соприкосновения веществ. Реактивы: соляная кислота, мел или мрамор. В две пробирки наливается соляная кислота одинаковой концентрации. Берутся 2 одинаковые кусочки мела, один измельчается в ступке. Мел одновременно высыпается в обе пробирки. По интенсивности выделения углекислого газа и времени окончания его выделения делаются выводы о зависимости скорости реакции от площади соприкосновения веществ.
4 фактор – катализатор задание: предложите способ доказательства влияния катализатора на скорость реакции Реактивы: перекись водорода р-р, оксид марганца. В две пробирки наливают равное количество перекиси водорода. В первую добавляют небольшое количество оксида марганца. По интенсивности выделения газа делают выводы о влиянии катализаторов на протекание реакции.
5 фактор – природа реагирующих веществ задание: предложите способ доказательства влияния природы вещества на скорость реакции Реактивы: соляная кислота, магний, цинк, железо. В три пробирки налить равное количество кислоты. В первую опустить железо, во вторую – цинк, в третью – магний. По интенсивности выделения газа сделайте выводы о влиянии природы реагирующих веществ на скорость реакции.
Домашнее задание Напишите уравнения всех проделанных реакций. Сформулируйте закономерности влияния различных факторов на скорость реакций.