Полиграфия Микротипографика в сетках Харитонов А. Ю. Министерство образования и науки Украины Донецкий национальный технический университет Кафедра компьютерных систем мониторинга © Харитонов А. Ю. 1
Разнокегельный набор и интерлиньяж Типографика как визуальное явление может быть разделена на две области – «макротипографику» и «микротипографику». Макротипографика концентрируется на проблемах формата, размере и размещении областей текста и иллюстраций, проекте заголовков и подписей. Микротипографика имеет дело непосредственно с набором – с отношениями между интервалами текста и колонками. © Харитонов А. Ю. 2
3 Йозеф Мюллер-Брокман. Книга «Grid systems in graphic design», Швейцария, 1981
© Харитонов А. Ю. 4 Вилли Кунц. Брошюра по бизнес- консалтингу. Несмотря на раздельное расположение строк разнокегельного набора имеет место согласование в пределах высоты блока, состоящего из модуля пустой строки
© Харитонов А. Ю. 5 Лилли Томек, Маттиас Берроу, Мэрион Вагнер. Журнал«hdk mag», Германия, 1995 Поперечная верстка заголовка избавляет от согласования разнокегельного набора
Рассмотрим варианты сопряжения, в которых основной текст набран 10-ти пунктовым кеглем на двухпунктовых шпонах – схема набора 10 на 12 (размер интерлиньяжа 12). Первый вариант – заголовок занимает кратное количество «лайн-спейсов» (высоты строки), используя набор 20 на 24 или 24 на 36. Второй вариант – заголовок отделен от основного текста пробельными элементами – отбивками, но суммарно весь блок заголовка все равно должен быть кратным интерлиньяжу основного текста. © Харитонов А. Ю. 6
Текст, набранный по схеме 10 на 12, заголовок имеет 14 кегль и интерлиньяж в 20 пунктов. Значит, величина отбивки однострочного заголовка от последующего основного текста должна составлять 4 пункта. Для двустрочного заголовка величина отбивки составит уже 8 пунктов. А трехстрочный заголовок полностью согласуется с набором. Другой случай юстировки разнокегельного набора – расположение подписей к иллюстрациям, легенд к диаграммам, комментариев, т.е. вспомогательного текста. © Харитонов А. Ю. 7
8 Приводимые примеры предназначены для упрощенных расчетов или способа металлического набора. Основной текст 10-го кегля на двухпунктовых шпонах соответствует схеме набора заголовка 20/24 Для согласования основного набора 10 на 12 с двустрочным заголовком 14 на 20 требуется 8-ми пунктовая отбивка. Две строки заголовка и три строки текста находятся в полном сопряжении
© Харитонов А. Ю. 9 Строки при равном расстоянии между базовыми линиями точно соответствуют положению друг друга. Цена такой«гармонии в резком зрительном увеличении интерлиньяжа в наборе дополнительного текста Две строки основного текста 10/12 соответствуют трем строкам дополнительного текста 7/8
© Харитонов А. Ю. 10 Цифровой метод расчетов предусматривает соответствие строк в отдельных блоках. Чаще всего в пределах одного модуля
Абзацный отступ В сферу микротипографики страницы включены такие элементы набора, как абзацный отступ и буквица. В пределах колонки текстовый набор разбит на абзацы, в которых он остается непрерывным. На всем протяжении текста остается единым такой параметр, как величина абзацного отступа, роль которого состоит в обозначении начала блока непрерывного текста. © Харитонов А. Ю. 11
На странице внутри текстовой колонки возникает четкая дополнительная вертикаль, образованная красными строками текста. При обратном абзацном отступе или втяжке текста вертикаль образуется снаружи текстового блока. При формировании макета издания необходимо учитывать эту диктующую линию. Одна из вертикалей сетки прямо указывает на абзацный отступ для вспомогательного текста. © Харитонов А. Ю. 12
Ганс Рудольф Босхард. Книга «Technical Bases of Typesetting», Швейцария, 1980
Аналогичен подход к размещению декоративной буквицы или инициала, украшающего начало абзаца. По сути, это правило можно применить к отступу текста от буквицы, точнее к левой границе примыкающего к ней текста. Или при размещении инициала за границами текстовой колонки дополнительные вертикали помогут четко определить ее местоположение на полосе в условиях серийности многополосного издания. © Харитонов А. Ю. 14
Привязка колонэлементов к сетке Стандартными элементами страницы многополосного издания являются колонэлементы. Они, указывая на страницу и раздел издания, сообщают, в каком месте находится читатель. Колонэлементы, как средства навигации издания, должны располагаться с учетом функциональности их применения. Они могут находиться как внутри полосы набора, так и на полях. © Харитонов А. Ю. 15
Позиция колонцифр и колонтитулов остается практически неизменной на протяжении всего текста издания. Колонтитулы, как правило, занимают место на горизонтальных полях страницы либо сверху, либо ниже полосы набора. Реже они внедряются в сам набор. Варианты расположения колонцифры многочисленны: выше или ниже области набора, располагаться слева или справа от него, может даже в самом центре полосы. © Харитонов А. Ю. 16
© Харитонов А. Ю. 17 Пагинация (нумерация страниц) усиливает эффект симметрии в симметричном и ассиметричном макете Расположение колонцифр задает дополнительную динамику разворота
© Харитонов А. Ю. 18 Владислав Федосеев. Антон Тимофеев Журнал «ПР0100 дизайн», Санкт Петербург, 2003 Колонэлементы на страницах журнала объединены горизонтальной линейкой, роль которой не только в облегчении навигации и привлечении внимания читателя. В некоторых случаях колонэлементы кроме функциональных несут обязанности цветового пятна. В целом колонэлементы, располагаясь внутри полосы, задают явный горизонтальный акцент в верхней части всего макета