Полиграфия 1. Модульные сетки Харитонов А. Ю. Министерство образования и науки Украины Донецкий национальный технический университет Кафедра компьютерных систем мониторинга © Харитонов А. Ю. 1
2 Надпись на стене храма Карнак, Египет, XX век до н.э. Египетские иероглифы формируют линейные вертикальные строки, визуально разделенные высеченными в камне линейками
© Харитонов А. Ю. 3 Иоганн Гутенберг. 42- строчная Библия, 1455 Построчное деление полосы линиями типографской сетки можно определить на глаз
Что такое модульная сетка? - система вертикалей, горизонталей, а то и диагоналей, образующих своего рода каркас типографической композиции в масштабе листа, страницы или разворота. По сетке устанавливается область набора на странице, расстояние между колонками, внешние и внутренние поля. По ней же специальными маркерами задается нумерации страниц, местонахождение колонтитула и прочих вспомогательных элементов. © Харитонов А. Ю. 4
5 Геометрически правильное расположение подчеркнуто линейками, за которыми угадывается модульная дискретность макета
© Харитонов А. Ю. 6 Йозеф Мюллер- Брокман. Пиктограммы для швейцарских железных дорог, Швейцария, 1980
© Харитонов А. Ю. 7 М. К. Эшер. «Глубина», торцевая гравюра, 1955 Кубическое членение пространства. Каждая рыба находится в точке пересечения трех линий сетки, образующих пространственную перспективу
© Харитонов А. Ю. 8 Ромек Марбер. Сетка и обложки серии Penguin Crime издательства Penguin Books, Великобритания,
Что такое модульная сетка? Модульная сетка заранее предопределяет положение каждого элемента на странице или развороте, текст занимает определенную полосу набора, регламентируется помещение на лист иллюстративного материала все это объединяется заданными правилами верстки. Все подчинено единообразию типографических приемов, в итоге, визуально объединяющем издание в единое целое. © Харитонов А. Ю. 9
Что такое модульная сетка? При делении полосы на области такие элементы дизайна, как текстовый набор, фотография, ил- люстрация и цветная «плашка», могут быть распо- ложены наилучшим образом, отрегулированы и приведены к размеру элементарных частей конструкции. Самая маленькая иллюстрация соответствует самому маленькому модулю или может быть меньше такого элемента, но в любом случае при модульной верстке она опирается на линии сетки. Все иллюстрации, фотографии, ста- тистика, таблицы и т.д. имеют размер в один, два, три или более элементов сетки. © Харитонов А. Ю. 10
© Харитонов А. Ю. 11 Колонка на полосе образуется из нескольких модулей сетки Средник регулирует «зазор» между колонками Пустая строка служит разделителем элементов модульной сетки по вертикали Модуль это первичный элемент сетки
© Харитонов А. Ю. 12 Полоса есть полезная площадь страницы Средник регулирует «зазор» между колонками Маркеры являются определяющими индикаторами, находящимися по классической схеме вне полосы, на полях. Они фиксируют маргиналии, колонэлементы, иногда заголовки.
Сокращение числа используемых элементов и их объединение сеткой создает ощущение компактного планирования, ясности и предполагает аккуратность проекта, что придает дополнительную значимость информации. © Харитонов А. Ю. 13
Сетка определяет постоянные размеры и основные пропорции деления пространства полосы, фактически сковывая дизайнера конечным числом комбинаций ее модулей. Чтобы избежать таких ограничений в творчестве, дизайнер должен тщательно проанализировать исходный материал и с большей требовательностью подойти к разработке модульной сетки. © Харитонов А. Ю. 14
© Харитонов А. Ю. 15
© Харитонов А. Ю. 16
© Харитонов А. Ю. 17
© Харитонов А. Ю. 18
© Харитонов А. Ю. 19 А. М. Кассандр. Плакат «LIntra ns», Франция, 1925 Типичный образец применения геометрических фигур, математической экспрессии в художественном произведении Плакат организован как поле, разделенное на 48 квадратных модулей 6x8. Горизонтали, вертикали и диагонали это основные линии макета, являющиеся производными от квадрата
© Харитонов А. Ю. 20 Тео Балмер. Плакат для выставки, Швейцария, 1928 Явственны элементы конструкции макета.
© Харитонов А. Ю. 21 Макс Билл. Разворот книги, Швейцария, 1940 Макет содержит все признаки модульной сетки
© Харитонов А. Ю. 22 Типичная «швейцарская» равномерная сетка для изданий квадратного формата и прогрессивная сетка Рихарда П. Лозе для каталога изделий Швейцарской Индустриальной Ассоциации, В ней ширина каждой колонки находилась в пропорциональной зависимости от ширины соседней. Отношение формата первой колонки ко второй, и второй к третьей, является 3:4. Лозе «нашел новый способ делить страницу, который можно было бы назвать прогрессивным»
© Харитонов А. Ю. 23 Журнал «Neue Grafik» (Новая графика) имел простую модульную структуру
© Харитонов А. Ю. 24 Журнал «Neue Grafik» (Новая графика) имел простую модульную структуру