Инновационные подходы к налоговому администрированию в Украине Тарангул Людмила Леонидовна, доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе Государственного университета налоговой службы Украины, г. Ирпень
внедрено двухуровневую систему оспаривания решений контролирующих органов вместо трехуровневой ; предусмотрена процедура проведения для плательщиков налогов налоговых консультаций ; предусмотрено применение налогового номера ( номер учетной карточки плательщика вместо идентификационного кода ); расширены полномочия контролирующих органов, которые по решению суда могут получить информацию о наличии и движении денежных средств на счетах плательщика ; установлены прозрачные и четко регламентированные процедуры относительно отсрочки денежных обязательств плательщиков ; упорядочено определение финансовых санкций плательщикам – нарушителям налогового законодательства ; усовершенствован порядок применения международных договоров относительно двойного налогообложения и т. д. Слайд 1 Новации в администрировании налогов в Налоговом кодексе Украины
Налоговое администрирование – это комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объеме при минимальных издержках ; налоговое администрирование – это динамически развивающаяся система управления налоговыми отношениями, координирующая деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики ; налоговое администрирование – это урегулированная нормами права деятельность государственных уполномоченных органов в налоговой сфере, направленная на реализацию эффективной налоговой политики ; налоговое администрирование – это организационно - управленческая система реализации налоговых отношений, включающая совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России ; налоговое администрирование – это всего лишь совокупность процедур, которые определяют порядок выполнения требований налогового законодательства плетельщиком налогов и меру ответственности за нарушения Слайд 2
активное развитие информационно - компьютерных технологий обеспечения налогового процесса от его начала до конца ; межгосударственная гармонизация налогового законодательства, обмен информацией ; координация контрольно - проверочных мероприятий ; сокращение масштабов прямого декларирования доходов и прибылей самими плательщиками ; активизация усилий сбора информации от третьих сторон ( банков, страховых компаний и др.); уменьшение количества платежей ; другие меры по упрощению системы администрирования, сокращению налоговой отчетности Слайд 3 Новейшие тенденции в администрировании налогов
расширение электронных сервисов в целях максимального исключения личного контракта плательщика налогов с представителями налоговых органов ; разъяснение действующего налогового законодательства ; развитие налоговой культуры как плательщика, так и налоговика ; усовершенствование законодательства в части его упрощения и унификации Слайд 4 Основные направления деятельности Министерства доходов и сборов на пути перехода от фискального органа к сервисному
Действует сервис электронной подписи. Действует электронный сервис выдачи плательщикам налогов справки о наличии налоговой задолженности. Действует сервис « Пульс налоговой ». Запущены он - лайн сервисы для предпринимателей « Налоговый ассистент », « Электронный кабинет плательщика налогов ». Слайд 5 Основные результаты : Это дало возможность : Расширить спектр и качество услуг, которые предоставляются налогоплательщику. Упростить процедуру регистрации. Упростить процедуру подачи налоговой отчетности. Сделать прозрачным процесс администрирования налогов. Свести до минимума необходимость личных контактов плательщиков налогов с работниками налоговых органов
минимизация вмешательства в текущую деятельность налогоплательщиков ; оперативное реагирование органа государственной налоговой службы на проблемы плательщика налогов, замена существующего поста удита текущим мониторингом деятельности, то есть возможность проведения независимого аудита, совершенствование риск - ориентированной системы администрирования налогов ; внедрение принципа доверия в отношениях органа ГНС и налогоплательщика и, как следствие – существенное уменьшение, а в дальнейшем, возможно, и полное отсутствие плановых и внеплановых проверок Слайд 6 Преимущества нового сервиса
представление отчетности в электронном виде ; совместная проработка законодательства ; внесение изменений и формирование законодательных инициатив ; предупреждение проведения сомнительных операций, автоматическое возмещение НДС ; сопоставление данных по отраслевым нагрузкам Слайд 7 Предоставляемые услуги от введения горизонтального мониторинга
Разработать необходимые организационно - правовые и методологические принципы проведения горизонтального мониторинга КНП. Выделить перечень рисков, которые будут исследоваться в процессе горизонтального мониторинга ВПП, и источников их формирования. Разработать основные положения проекта Методики проведения горизонтального мониторинга с использованием информационных ресурсов крупных налогоплательщиков и апробировать ее путем реализации пилотного проекта Слайд 8 Задачи, которые необходимо решить для внедрения горизонтального мониторинга крупных налогоплательщиков
общие положения ; определение терминов ; правовую базу проведения ; правовой режим информации, полученной от КНП, и условия доступа к ней ; перечень нормативно - правовых актов для его внедрения ; организационное обеспечение ; методические основы и порядок проведения эксперимента Слайд 9 Методика проведения горизонтального мониторинга включает
Спасибо за внимание !