СЕССИЯ 2 Факторы, определяющие качество системы ОКО Учебный курс «Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты» Тренинговый центр Института управления образованием РАО Вальдман И.А., директор Тренингового центра ИУО РАО
Институт управления образованием РАО Ключевые вопросы 2 Какую роль в становлении системы ОКО играет благоприятная среда? Каким образом оценка образовательных достижений учащихся должна быть связана с ключевыми элементами системы образования? Каковы основные стадии развития системы оценки качества образования?
Институт управления образованием РАО Факторы/параметры качества 3 Три основных фактора, которые обуславливают качество системы оценивания: благоприятная внешняя среда координация и согласованность с элементами образовательной системы технология (AERA, APA, & NCME, 1999; Darling-Hammond & Wentworth, 2010)
Институт управления образованием РАО Благоприятная среда 4 Благоприятная внешняя среда связана с более широким контекстом, в котором происходит оценивание, и с тем, насколько такой контекст способствует и помогает проведению оценивания.
Институт управления образованием РАО Благоприятная среда 5 Ф акторы, влияющие на способность стабильно и эффективно заниматься оцениванием Политика Финансовые ресурсы Организационные ресурсы Кадры
Институт управления образованием РАО Благоприятная среда 6 Законодательные и политические приоритеты изложены в официальных документах Построена на прозрачных процедурах Обеспечивает принятие ключевых решений Четко описывает роли и обязанности всех субъектов Политика Финансовые ресурсы Организационные ресурсы Кадры
Институт управления образованием РАО Благоприятная среда 7 Наличие стабильных объемов и источников финансирования Покрывает затраты на основные мероприятия, а также на научно- технологическую деятельность Политика Финансовые ресурсы Организационные ресурсы Кадры
Институт управления образованием РАО Благоприятная среда 8 Стабильные, с высоким статусом и авторитетом Необходимая материально-техническая инфраструктура Надлежащий баланс между самостоятельностью и отчетностью Политика Финансовые ресурсы Организационные ресурсы Кадры
Институт управления образованием РАО Благоприятная среда 9 Персонал для выполнения основных функций - имеется в достаточном количестве, - стабильный, - квалифицированный Наличие системы подготовки кадров ( соответствующие программы в вузах, учебные курсы, ознакомительные семинары и т.п.) Политика Финансовые ресурсы Организационные ресурсы Кадры
Институт управления образованием РАО Координация и согласованность с системой 10 Координация и согласованность с образовательной системой показывает, насколько система оценивания взаимоувязана с остальными компонентами системы образования.
Институт управления образованием РАО Координация и согласованность с системой 11 Включает связь оценочных мероприятий и системных целей обучения, стандартами и учебным планом, учебниками и методическими материалами, профессиональным развитием учителя. Учебный план Учебники Проф. развитие учителя
Институт управления образованием РАО Координация и согласованность с системой 12 Насколько задания тестов соответствуют целям и содержанию обучения, детализированным в стандарте и учебной программе Связь между ожиданиями (что ученики должны освоить) и реалиями (что осваивают в действительности) Учебный план Учебники Проф. развитие учителя
Институт управления образованием РАО Координация и согласованность с системой 13 Насколько оцениваемые у школьников знания и навыки соответствуют содержанию учебной литературы и могут быть сформированы с её помощью Учебный план Учебники Проф. развитие учителя
Институт управления образованием РАО Координация и согласованность с системой 14 Различные учебные мероприятия и учебные ресурсы по подготовке и повышению квалификации учителя в области использования данных оценки или организации собственных оценочных мероприятий Учебный план Учебники Проф. развитие учителя
Институт управления образованием РАО Параметры согласованности 15 Охват насколько широко мероприятия по оцениванию предоставляют информацию о достижениях учащихся и их обучении в части учебного плана вообще и ключевых знаний, умений и компетенций, в частности; Полнота насколько полно деятельность по оцениванию предоставляет информацию обо всех учащихся во всех классах;
Институт управления образованием РАО Технология 16 Технология относится к психометрическому качеству инструментария, процессов и процедур, применяемых при оценочной работе.
Институт управления образованием РАО Технология 17 Технология важна, т.к. если оценивание ненадежное в части дизайна, проведения, анализа, использования, то его результаты повлекут некорректные решения в отношении обучения учащихся и качества системы Дизайн Администрирование Анализ результатовПрименение
Институт управления образованием РАО Технология 18 Дизайн теста лежит в основе получения надёжных и достоверных данных. Дизайн строится в соответствии с психометрическими стандартами. Дизайн включает: подготовку спецификации, разработку и экспертизу тестов и вопросников, претестирование и подготовку итоговых варинатов измерителей Дизайн Администрирование Анализ результатов Применение
Институт управления образованием РАО Технология 19 Процедура проведения должна быть - прозрачна для внешних субъектов и понятна исполнителям - хорошо регламентирована - обеспечивать информационную безопасность - осуществляться подготовленными специалистами Дизайн Администрирование Анализ результатов Применение
Институт управления образованием РАО Технология 20 Анализ и интерпретация данных проводится в соответствии - с установленными стандартами и надёжными методиками статистического анализа - с вопросами, на которые должна дать ответа оценка - с учётом факторов, оказывающих влияние на результаты (если это возможно) Дизайн Администрирование Анализ результатов Применение
Институт управления образованием РАО Технология 21 Грамотное использование результатов оценки поможет избежать некорректных решений в отношении учащихся школ и системы образования Дизайн Администрирование Анализ результатов Применение
Институт управления образованием РАО Рамка для системы ОКО 22 Ключевые параметры эффективной системы оценивания Виды/цели программ оценки Внутриклассное оценивание Экзамены Крупномасшт. оценивание (мониторинги) Факторы/ параметры качества Благоприятная среда Согласованность с системой Технология
Институт управления образованием РАО Рамка и индикаторы для системы ОКО 23 Ключевые параметры эффективной системы оценивания Виды/цели программ оценки Внутриклассное оценивание Экзамены Крупномасшт. оценивание (мониторинги) Факторы/ параметры качества Благоприятная среда Согласованность с системой Технология Политика Финансовые ресурсы Организационные структуры Человеческие ресурсы Дизайн Администрирование Анализ Применение Учебный план Учебники и методические материалы Подготовка и повышение квалификации учителей
Институт управления образованием РАО Уровни развития системы оценки 24 Латентный Созданный Зрелый Создаваемая
Институт управления образованием РАО Уровни развития системы оценки 25 Латентный уровень – самый низкий, он показывает отсутствие определяющих признаков Создаваемый уровень - частично присутствуют определяющие признаки Созданный уровень – система обладает минимальным набором желаемых показателей Зрелый уровень – представлены идеальные или лучшие практики
Институт управления образованием РАО Уровни развития системы оценки 26 СоздаваемаяСозданная Благоприятная внешняя среда Нет или ограниченная политическая рамка Наличие политической рамки Мало подготовленного персонала; высокая текучесть кадров Учебные программы/обученный персонал и низкая текучесть кадров Ненадежное финансирование Стабильное финансирование Неясные институциональные системы/мероприятия Четкие институциональные структуры/мероприятия
Институт управления образованием РАО Уровни развития системы оценки 27 СоздаваемаяСозданная Координация и согласованность с элементами системы образования Оценивание не полностью соответствует целям обучения Оценивание соответствует целям обучения Оценивания не сихронизированы с реформами в других областях Оценивание сихронизировано с реформами в других областях
Институт управления образованием РАО Уровни развития системы оценки 28 СоздаваемаяСозданная Технология Ограниченное использование результатов Систематическое использование результатов для информирования политиков и практиков Ограниченное знание и применение технологических или профессиональных стандартов Знание и применение технологических или профессиональных стандартов
Институт управления образованием РАО Уровни развития системы оценки 29 Зрелый уровень - те же позиции, что и для Созданного уровня + сильный акцент на: Оценивание для обучения Внутриклассное оценивание Роль учителей Инновационные и основанные на исследованиях практики
Благодарю за внимание!