Взаимодействие образовательных учреждений в реализации инклюзивной практики в Ульяновской области Барбитова А.Д., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая Центром инклюзивного образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО Ульяновск, 2013 Год равных возможностей
С первого класса я учусь в обычной школе. Сначала ребята спрашивали, что со мной, немного побаивались, но потом они привыкли и перестали обращать на это. Я для них такой же обыкновенный ученик. Мне очень нравится учиться. Школа – возможность не только получать знания, но еще и общаться. Раньше в школе не было лифта, но сейчас для меня установили подъемник, и я могу спокойно учиться дальше. Не надо бояться различий между нами и обыкновенными учениками. Кирилл Дроздков учащийся инклюзивной школы 1161 г. Москвы
Взаимодействие ведомств и сфер образования, здравоохранения, труда и социального развития, физкультуры и спорта, искусства и культуры Департамент физической культуры и спорта Министерство искусства и культуры Министерство труда и социального развития Министерство здравоохранения Министерство образования
Модель взаимодействия образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование в системе образования Ульяновской области
ОГБОУ ДПО УИПКПРО
Цель проекта: Психолого-педагогическое сопровождение системы инклюзивного образования в регионе Задачи1.Создание благоприятного общественного мнения для становления и развития инклюзивного образования в регионе. 2.Обеспечение образовательными учреждениями доступного образования детям с ограниченными возможностями здоровья. 3.Подготовка педагогических кадров, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 4.Поддержка и диссимиляция опыта психолого- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в регионе. 5.Научно-методическое обеспечение инклюзивного образования в регионе.
Направления реализации проекта Целевые установки Образовательное Формирование, развитие и распространение опыта инклюзивного образования в регионе Научно-методическое Создание системы научно-методической поддержки инклюзивного образования Диагностическое Диагностическое обеспечение инклюзивного образования ПросветительскоеПовышение грамотности населения в области инклюзивного образования
Механизм реализации и основные мероприятия проекта - курсы повышения квалификации специалистов СКОУ и ССО; - научно-практические конференции; - образовательные форумы, семинары; - методические объединения специалистов СКОУ и ССО
Повышение грамотности населения и педагогов в области инклюзивного образования Учебные программы курсов КПК (72, 108 час.: -Введение в инклюзивное образование -Организация инклюзивного образовательного процесса в детском саду Учебные модули: - Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья - Особенные школьники - Диагностические методики в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья - Специфика воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Спецкурсы: -Синдром Дауна. -Синдром Ангельмана - Синдром Ретта -Использование методики «Пальцем окрашивание тест» в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Лекторий : - для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; - для кандидатов в замещающие семьи.
Научно-методическая поддержка системы инклюзивного образования - Образовательный мега-форум - Совещание руководителей районных методических кабинетов - Всероссийский обучающий семинар для работников образовательных учреждений, осуществляющих интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. - Областной семинар-совещание для руководителей муниципальных образовательных учреждений, реализующих Федеральную программу «Доступная среда». - Областной семинар-совещание специалистов, реализующих инклюзивную практику по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования». - Методологическое объединение на тему: «Особенности вхождения ребенка с задержкой психического развития в инклюзивное образование общеобразовательной школы». - Круглый стол по проблеме инклюзивного образования «Сенсорная комната и ее возможности в поле инклюзивного образования».
Научно-методическая поддержка системы инклюзивного образования Педагогические мастерские: - Деятельностная модель урока в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Совместные заседание специалистов Центра инклюзивного образования и профессорско- преподавательского состава кафедр воспитательных проблем образования, начального образования, педагогики и психологии, технологического образования, дошкольного образования, профессионального образования. Заседания научно-исследовательского отдела по теме исследования «Изучение потребностей педагогов в инклюзивном образовании»
Взаимодействие с образовательными учреждениями, реализующими инклюзивное образование в условиях программы «Доступная среда» Ульяновская областьг. Ульяновск Павловский район Павловская М Б ОУ СОШ 1 Павловская МБОУ ОШ 2 МОУ СОШ 82 Барышский район МБОУ СОШ им. Героя РФ Ю.Д. Недвиги МО «Барышский район» Ульяновской области МБОУ СОШ 4 МОУ «Многопрофильный лицей 11 им. В.Г. Мендельсона» Старокулаткинский район МОУ СОШ 1 МОУ гимназия 44 им. В.Н. Деева Тереньгульский район Теренгульская МОУ СОШ(полная) 1 МОУ СОШ 21 Новомалыклинский район Новочеремшанская СОШ Новомалыклинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М.С. Чернова. МОУ СОШ 28 МОУ СОШ 51 Старомайнский район Старомайнская МОУ СОШ 2 г. Димитровград Цильнинский район Цильнинская МОУ СОШ МОУ СОШ 19 им. Героя Советского Союза И. П. Мытарева МОУ СОШ 10 Базовые школы г. Ульяновска и Ульяновской области, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития
Образовательные учреждения Формы взаимодействия -ОГОУ СКОШИ VI вида 1 «Улыбка» г. Ульяновска Совместное проведение научно-методологических семинаров для педагогов области - МБДОУ 16 «Колобок» компенсирующего вида г. Ульяновска Областная экспериментальная площадка по реализации инновационной исследовательской программы по теме «Оптимизация условий деятельности детского сада компенсирующего вида как базового учреждения в инклюзивном образовании» -МБДОУ 244 г. Ульяновска Сотрудничество, Областная экспериментальная площадка по реализации инновационной исследовательской программы по теме «Создание безбарьерной среды в дошкольном образовательном учреждении по формированию социальной компетентности у детей раннего дошкольного возраста»» ОГКУ СКОШИ III-IV видов г. Ульяновска Совместное проведение научно-методологических семинаров для педагогов области - МБДОУ–Центр развития ребёнка - детский сад 111 «Рябинушка» г. Ульяновска Областная экспериментальная площадка по реализации инновационной исследовательской программы по теме «Модель организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения – Центра развития ребёнка» Взаимодействие со специальными (коррекционными) школами, школами- интернатами и дошкольными учреждениями как ресурсными центрами и базовыми образовательными учреждениями инклюзивного образования
Взаимодействие с федеральными стажировочными площадками в рамках реализации ФЦПРО Образовательные учрежденияТема программы Областное казённое государственного образовательное учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 87 I вида» Социализация детей с нарушениями слуха в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения 1-2 видов (для детей с нарушениями слуха) Детский сад 101 компенсирующего вида г. Ульяновска
Взаимодействие с общественными организациями инвалидов и реабилитационными центрами ОрганизацииФормы взаимодействия Общественная организациями инвалидов «Преодоление» г. Димитровграда Сотрудничество, проведение совместных конференций Областной реабилитационный центр для детей и подростков «Подсолнух» Стажировочная площадка Центра инклюзивного образования УИПКПРО
Спасибо за внимание!