Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида. Сопровождение это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития.
Вас приветствует ОГКОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 11 VIII вида г. Димитровграда.
Логопедическая работа в школе проводиться учителем – логопедом Нерословой О.Н. специалистом, прошедшим специальную переподготовку, имеющим высшую квалификационную категорию, стаж работы по специальности 10 лет в данном учреждении.
Работа с детьми направлена на формирование и развитие: неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание навыков и приёмов самоконтроля), -звукопроизношения, -фонематических процессов, -пополнение лексического запаса (обогащение словаря), -грамматического строя речи, -связной речи, -моторики, -чтения и письма.
Логопедическое сопровождение осуществляется в несколько этапов. I этап: всестороннее обследование. II этап: коррекционная работа (занятия, консультации с детьми с 15 сентября по 15 мая). III этап: мониторинг эффективности коррекционной работы ( в течение года).
Методики обследования речи :
Речевые нарушения
Количество обучающихся, имеющих различные степени интеллектуальной недостаточности в 2011/12 учебном году
Документация по результатам обследования: речевые карты, программы логопедической коррекции, мониторинговые таблицы: уровень развития устной речи; речевой профиль группы; результаты техники чтения и письменных работ.
Групповые занятия.
В кабинете логопеда имеются в достаточном количестве учебно- методические, дидактические, игровые, специализированные пособия.
Организовать работу логопеда в соответствии с современными требованиями помогает компьютер.
Методики, разработанные авторами:
Методики на этапе развития связной речи:
Методики по коррекции дисграфии:
Использование метода наглядного моделирования помогает детям в составлении описательных рассказов об овощах, фруктах, временах года.
Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.
На индивидуальных логопедических занятиях логопед устраняет дефекты произношения, формирует правильную артикуляцию звука.
Совместная работа:
Работа школьного ПМПк.
По личным запросам учителей даются консультации логопеда.
Логопед регулярно выступает на МО учителей, ведет планомерную работу с целью пропаганды логопедических знаний среди педагогов.
Количество детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Цель логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях СКОШ VIII вида: расширение представлений об окружающем мире; формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации; повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.
Содержание работы по логопедическому сопровождению умеренно и тяжело умственно отсталых детей первого года обучения: Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих. Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. Развитие понимания речи. Развитие ручной моторики. Развитие речевой моторики. Развитие элементарных произносительных навыков. Развитие активной речи.
Этапы логопедического занятия : Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих. Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. Развитие ручной моторики. Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи. Развитие элементарных произносительных навыков. Развитие понимания обращённой речи. Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы. Развитие активной речи. Подведение итога занятия.
Особенности логопедического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми. Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико- грамматического строя и связной речи). Необходимость реализации принципа поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин).
Спасибо за внимание!