Использование метода наглядного моделирования в коррекции CНР у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида Из опыта работы логопеда высшей категории Нерословой О.Н. ОГКОУ СКОШ 11 VIII вида г. Димитровграда
Одна из задач специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида Обучение детей связной речи, т.е. умению чётко, последовательно излагать свои мысли
Затруднения у детей с СНР при составлении описательного рассказа Самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; Установить последовательность изложения выявленных признаков; Удержать в памяти ту последовательность, которая является планом рассказа- описания.
Наглядное моделирование- это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Этапы моделирования: Усвоение и анализ сенсорного материала; Перевод его в знаково-символический язык; Работа с моделью.
Дидактические задачи: Знакомство с графическим способом представления информации; Развитие умения дешифровки модели; Формирование навыка самостоятельного моделирования.
Описание овощей 1. Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна. 2. Форма. Геометрические фигуры: круг, треугольник, овал. 3. Величина. Изображены два контрастных по величине предмета: большой и маленький. 4. Вкус. Нарисованы контрастные по вкусу продукты: кислый лимон, горький лук, сладкая конфета. 5. Место произрастания. Изображены дерево, грядка, куст. 6. Как употребляется в пищу. В квадрате изображены тарелка, вилка, ложка.
Описание овощей.
Описание фруктов. 1. Что это? 2. Цвет 3. Форма. 4. Величина. 5. Вкус. 6. Место произрастания. 7. Как употребляется в пищу
Описание фруктов. ?
Описание времён года. 1. Солнце. 2. Небо. 3. Земля. 4. Деревья. 5. Люди. 6. Звери. 7. Птицы. 8. Занятия детей.
Описание времён года.
Описание предметов посуды. 1. Цвет 2. Форма. 3. Величина. 4. Из чего сделана. 5. Части посуды. 6. Действия с посудой.
Описание предметов посуды.
Описание животных 1. Кто это? 2. Величина. 3. Цвет шерсти животного. 4. Характерные признаки частей тела (уши, хвост, …). 5. Где обитает и чем питается?
Описание животных ?
Описание животных.
Литература 1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М. «Просвещение», Смышляева Т.Н. Артуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. -// Логопед, 1, Ткаченко Т. Использование схем при составлении описательных рассказов. - // Дошкольное воспитание.! Косинова Е.М. Развитие речи. Природа. – М.; Олма-пресс.2002.