«Отраслевое и инженерно-управленческое образование как национальный приоритет» Д.Э.Н., ПРОФ. Л.С. ЗЕЛЕНЦОВА «Отраслевое и инженерно-управленческое образование как национальный приоритет» Д.Э.Н., ПРОФ. Л.С. ЗЕЛЕНЦОВА
1. Исторически сложилось, что наш университет явился первопроходцем инженерно-экономического образования, став затем первым и базовым вузом по образованию в области управления. 2. В сложный для страны период, связанный с переходом к рыночной экономике Государственный университет управления одним из первых перестроил образовательный процесс, существенно скорректировав методы и критерии подготовки специалистов нового типа, оказав определяющее влияние на формирование модернизированной системы образования в стране. 3. Учебно-методическое объединение (УМО) по образованию в области менеджмента, созданное на базе ГУУ, провело колоссальную работу по разработке образовательных стандартов, учебных планов, типовых образовательных программ и установлению норм и правил нововведений в процесс обучения для вузов Российской Федерации, избравших для себя линию рыночно - ориентированного образования. Цель заключалась в том, чтобы подготовить критическую массу менеджеров, которые, влившись в различные сферы реальной экономики, способствовали бы активизации рыночных преобразований
4. Бурный интерес молодого поколения к специальностям менеджерского, экономического и юридического профиля, а также спад промышленного производства в 90-е годы привели к снижению престижа инженерных профессий, и резко сократилось число выпускников средних школ, поступающих на инженерные программы. 5. Не смотря на то, что многие вузы предприняли попытки реанимировать инженерные программы на основе социализации и гуманизации их содержания и введения расширенного цикла дисциплин управленческо - экономического характера, молодежь все же отдает предпочтение бизнес - образованию. Таким образом, необходимо с иных позиций подходить к совершенствованию и развитию управленческого и бизнес- образования. В частности, целесообразно рассмотреть возможность увязки управленческих и инженерных вопросов в рамках отраслевых образовательных программ.
В условиях, когда резко усилилось влияние процессов инновационной модернизации на систему образования, изменения характера процессов формирования и передачи знаний в условиях смены технологических укладов и сближения естественно – научных, инженерных и гуманитарных знаний, которые формируются как единое целое, на основе взаимосвязанных и взаимосогласованных моделей
Один путь, на наш взгляд наиболее простой, заключается в создании альянсов с техническими университетами и колледжами, чтобы их выпускники – бакалавры - поступали к нам на управленческие магистерские программы Второй путь – это развитие отраслевого образования в рамках направления – «Менеджмент» за счет расширения спектра профилей, заточенных под конкретные отрасли. Этот путь в достаточной степени является подготовленным, поскольку университет не утратил ту учебно-методическую и материально- техническую базу, которая необходима для реализации подобных программ, и профессорско-преподавательский состав. трет ИЙ пут Ь в сложившейся ситуации - это самый трудоемкий, но в то же время самый надежный подход – разработка нового направления - инженерно-управленческого – образования, сочетающего в себе равноценные циклы дисциплин по инженерной, управленческой и экономической подготовке, а также блоки социально-гуманитарных, математических и естественно - научных дисциплин
В структуре подготовки бакалавров должны преобладать дисциплины инженерно-технического профиля, а также основы управленческих и экономических знаний при этом квалификация может быть – «Бакалавр в области отраслевого менеджмента», а в скобках указывается отрасль В магистратуре – доминируют уже управленческие и экономические аспекты. Квалификация в этом случае - «Магистр в области профессионального менеджмента» Возможность интернатуры также представляется вполне естественной.
Таким образом, открытие нового, инженерно-управленческого, направления в сфере образования представляется вызовом нашего времени и могло бы стать серьезным прорывом в формировании специалистов нового типа. В этой связи, разработка данного образовательного направления имеет государственное значение и призвано стать национальным приоритетом ВОЗНИКАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ В РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ ИНЖЕНЕРНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, ОСНОВЫ КОТОРОЙ УЖЕ ЗАЛОЖЕНЫ В ГУУ