1 МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ НА БИЗНЕС Руслан Ибрагимов Вице-президент МТС по корпоративным и правовым вопросам
2 ВЛИЯНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ НА БИЗНЕС (микроэкономика) Попытки введения регулирования цен, в некоторых отраслях - контроль тарифообразования Ужесточение правил работы бизнеса, в т.ч. за счет новых правил регулирования Снижение цен на фоне повышения расходов на обслуживание бизнеса БИЗНЕС Снижение рентабельности бизнеса влечет: технологическую стагнацию падение конкурентоспособности сокращение налогов невозможность выполнения социальных обязательств экономический регресс Рост издержек - снижение рентабельности БИЗНЕС ДЕЙСТВУЕТ В ЖЕСТКОЙ РЕГУЛЯТОРНОЙ СРЕДЕ
3 ВЛИЯНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ НА БИЗНЕС (макроэкономика) Снижение рентабельности Уход бизнеса из низкорентабельных секторов экономики, сокращение доли малого и среднего бизнеса Укрупнение бизнеса ( монополизм) Введение дополнительного прямого регулирования Снижение конкуренции, рост цен и издержек
4 ГОСУДАРСТВО МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИЗНЕС Государству и бизнесу необходим диалог на уровне экспертов в целях оценки регулирующего воздействия законопроектов на бизнес Диалог возможен в форме оценки регулирующего воздействия законопроектов со стороны общественных организаций, представляющих интересы бизнеса Оценка регулирующего воздействия со стороны бизнеса носит рекомендательный характер и должна приниматься во внимание при разработке и принятии законопроектов ДИАЛОГ ЭФФЕКТИВНЫЙ ОТВЕТСТВЕННЫЙ БИЗНЕС ОЦЕНКА УЧЕТ ОЦЕНКИ 1 2 3
5 ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИЗНЕС Сокращение расходов на обеспечение избыточных регуляторных требований, создание режима благоприятствования бизнеса, формирование полноценной конкурентной среды Перераспределение сэкономленных ресурсов в интересах потребителя, развития и модернизации производства Создание условий для инноваций Сбалансированная экономика ПРОСЧИТАННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
6 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВОЗАКОНОТВОРЧЕСТВО ДЕЙСТВУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Иные субъекты законода- тельной инициативы КОНСТИТУЦИЯ РФ РЕГЛАМЕНТЫИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ Часть 3 ст. 104 Законопроекты, предусматрива- ющие расходы федерального бюджета, вносятся только при наличии заключения Правительства Российской Федерации Регламент Государственной Думы от г. при внесении законопроекта представляется финансово- экономическое обоснование (п. «г» части 1 ст. 105) Положение о законопроектной деятельности Правительства РФ (утв. пост. Правительства РФ от ) в Правительство для рассмотрения представляются: - законопроект; - ФЭО; -заключения, предусмотренные п. 60 Регламента Правительства РФ; - заключение ИЗиСП (п. 27) Правила подготовки НПА ФОИВ … (пост. Правительства РФ от ) проекты НПА могут направляться: в Минфин – для оценки последствий для бюджета; в МЭР – для оценки регулирующего воздействия; в Минюст – для правовой и антикоррупционной экспертизы, Минюст на основании оценки МЭР направляет в ФОИВ представление об отменен или изменении НПА, затрудняющих предпринимательскую и инвестиционную деятельность Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов (пост. Правительства РФ от ) в Концепции должны быть определены социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона (п. 3) Постановление Правительства РФ от «Об экспертизе НПА ФОИВ в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности…» - введена проводимая в МЭР России ретроспективная экспертиза НПА ФОИВ;- МЭР России вправе вносить предложения об изменении федеральных (конституционных) законов, актов Президента РФ и Правительства РФ Регламент Правительства РФ от г. Проекты актов вносятся в Правительство РФ с пояснительной запиской, содержащей расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений (п. 53); Проекты федеральных законов направляются на правовую и антикоррупционную экспертизы в Минюст России (п. 60); Проекты актов о государственном контроле и надзоре, техническом регулировании направляются в МЭР России для оценки регулирующего воздействия (п. 60.1) Существующий порядок оценки регулирующего воздействия не охватывает законопроекты, вносимые в Государственную Думу иными субъектами права законодательной инициативы (исключая Правительство Российской Федерации)
7 Оценку регулирующего воздействия на субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности следует включить в документы, прилагаемые к законопроекту: возможна интеграция в текст пояснительной запиской, ФЭО должно наряду с прогнозом возможных затрат бюджетов всех уровней содержать оценку материальных издержек предполагаемых субъектов регулирования (независимо от формы собственности), осуществляющих предпринимательскую или инвестиционную деятельность Уполномоченный орган (Экспертный Совет при Правительстве РФ) в ходе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе РФ (до 2 чтения) по решению ответственного Комитета Государственной Думы проводит в соответствии с разработанной методикой экспертизу проектов федеральных законов, прямо или косвенно влияющих на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, заключение которой представляет в ответственный Комитет Заключение Уполномоченного органа носит информационный характер и подлежит рассмотрению на пленарных заседаниях Государственной Думы РФ, а в случае необходимости – в Совете Федерации РФ Примечание: перечень изменений в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ приведен в приложении ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ПОРЯДОК ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИЗНЕС
8 Перспективные площадки для интеграции экспертных оценок Р оссийский С оюз П ромышленников и П редпринимателей ОПОРА РОССИИ Т оргово- П ромышленная П алата РФ ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ПОДГОТОВКА КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ПОЗИЦИИ с оценкой регулирующего воздействия на бизнес
9 Изменения в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ* в целях совершенствования процедуры оценки регулирующего воздействия на бизнес 1. Внести изменения в часть 1 статьи 105: 1.1) дополнить новым пунктом об обязательном представлении с законопроектом материалов о наличии или отсутствии в законопроекте положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности; 1.2) в целях уточнения содержания ФЭО, представляемого с законопроектом, пункт «г» дополнить положением о том, что кроме сведений о затратах бюджетов всех уровней при реализации вносимого законопроекта, ФЭО должна включать оценку материальных затрат субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, независимо от формы их собственности. 2. Внести изменения в статью 112: 2.1) часть 1 дополнить положением о том, что по решению ответственного Комитета законопроект с сопроводительным письмом за подписью председателя ответственного Комитета Государственной Думы может быть направлен для проведения экспертизы регулирующего воздействия в Экспертный Совет при Правительстве Российской Федерации **; 2.2) часть 5 дополнить положением о том, что заключение по результатам проведенной экспертизы регулирующего воздействия по законопроекту наряду с иными документами рассматривается на заседании ответственного Комитета. 3. Часть 2 статьи 114 дополнить подпунктом о включении заключения экспертизы регулирующего воздействия законопроекта, проведенной по решению ответственного Комитета, в перечень документов, представляемых ответственным Комитетом в Совет Государственной Думы Российской Федерации с материалами субъекта права законодательной инициативы для внесения на рассмотрение Государственной Думы в первом чтении. 4. Часть 2 статьи 118 дополнить положением о том, что при рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении представитель ответственного Комитета информирует депутатов Государственной Думы о результатах экспертизы данного законопроекта с оценкой регулирующего воздействия. 5. Часть 1 статьи 122 дополнить новым пунктом о расширении перечня документов, направляемых вместе с текстом законопроекта ответственным Комитетом в Совет Государственной Думы для последующего представления на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении, за счет включения в него заключения экспертизы регулирующего воздействия законопроекта. 6. Часть 2 статьи 123 дополнить положением о том, что выступающий в начале второго чтения представитель ответственного Комитета сообщает об итогах рассмотрения в ответственном комитете законопроекта и заключения Экспертного Совета по результатам экспертизы регулирующего воздействия, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. * утв.постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г II ГД ** Статус Экспертного Совета может быть дополнительно проработан в случае положительного решения о необходимости его создания П Р И Л О Ж Е Н И Е
10 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!