Сущностные характеристики нового качества образования
Что следует понимать под образованием? Создание человека по образу и подобию Способ создания своего образа личности Истинное современное образование основывается на развитии и саморазвитии «Я» человека
Особенности XX века Энергетический кризис (борьба за передел мира +объединение усилий ученых) Экологический кризис Глобальное изменение климата, усиление действия стрессовых факторов среды на человека и биоресурсы Рост численности населения Взрыв потребления: человек-созидатель превращается в человека-потребителя Повальная невротизация: человек делается «Я»- центричным, замкнутым в себе.
« Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека. Чтобы воспитать другого человека, нужно изменить общество» Э. Фромм
Главная задача образования Максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически заложенные способности (возможности), развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации.
Концепция образования на протяжении всей жизни Основания, на которые должен опираться образовательный процесс, и являются целями современного образования.
1.Помочь учащимся научиться познавать окружающий мир Понятие «научиться учиться» включает в себя: интеллектуальную культуру; культуру самоорганизации; информационную культуру; исследовательскую культуру
2.Помочь учащимся научиться действовать Необходимость совершенствования в сфере своей профессиональной деятельности: следует использовать знания на практике, применять их к решению теоретических проблем; нужно стать профессионалом в избранной деятельности.
Лидер- профессионал в конкретной области Черты лидера: умение видеть проблему (критический анализ); умение найти пути и средства решения найденной проблемы (профессиональне знания и умения): умение организовать вокруг себя людей для решения проблемы.
3.Помочь учащимся научиться жить вместе. Необходимо: воспитывать в учащихся принятие и понимание другого человека, относиться к нему как к ценности; воспитывать стремление у учащихся жить вместе в группе, в классе, в семье, в социуме, в мире; разбудить и поддерживать у детей чувство взаимозависимости в мире, развивать у них коммуникативность, умения предупреждать и снимать конфликты.
4.Помочьучащимся научиться жить в ладу с самим собой. Необходимо создавать условия для саморазвития у учащихся мотивации в познании духовных потребностей, собственной индивидуальности. Необходимо помочь учащимся научиться познавать себя.