Стандарты второго поколения: особенности и актуальные задачи реализации
Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования –внесен в Совет при Министерстве – 4 мая 2010 года. 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки.
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Основные характеристики нового стандарта новый формат стандарта (рамочный документ); новое содержание стандарта (совокупность требований); расширение функций и пользователей стандарта; новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)
Опора на деятельностный подход, ориентация на компетентностный результатОпора на деятельностный подход, ориентация на компетентностный результат Иная структура документа:Иная структура документа: -требования к результатам освоения основной образовательной программы; -требования к структуре основной образовательной программы; -требования к условиям реализации основной образовательной программы Основные особенности ФГОС второго поколения
Ключевая составляющая – требования к результатам освоения основных образовательных программ:Ключевая составляющая – требования к результатам освоения основных образовательных программ: -предметные результаты; -метапредметные результаты; -личностные результаты
Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к : -метапредметным ( освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями) ; - личностным ( готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности); -предметным ( освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира) результатам;
В базисном учебном плане не выделяется региональный компонент при сохранении обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса В базисном учебном плане не выделяется региональный компонент при сохранении обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса В базисный учебный план впервые включён раздел «Внеурочная деятельность»В базисный учебный план впервые включён раздел «Внеурочная деятельность»
Требования к структуре основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к: - количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; -минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года ( часов); - содержанию каждого из разделов; -соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени); - организации внеурочной деятельности
программа формирования универсальных учебных действий; программы внеурочной деятельности; программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы. Инновационные компоненты основной образовательной программы образовательного учреждения
Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы кадровым (укомплектованность, уровень квалификации, аттестация, повышение квалификации и переподготовка); материально-техническим (сформулированы требования к информационной среде образовательного учреждения); учебно-методическим и информационным (учебники, учебные пособия и т.д.); финансовым (нормативное подушевое финансирование; новая система оплаты труда).
разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.); должностные инструкции работников образовательного учреждения приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно- квалификационными характеристиками; Критерии полной готовности ОУ к введению ФГОС второго поколения
определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; определена оптимальная модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности;
разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; осуществлено повышение квалификации учителей и других педагогических работников; обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Подготовка образовательного учреждения к введению ФГОС не должна стать делом отдельных учителей, в ней должен принять участие весь педагогический коллектив ОУ.
Внедрение ФГОС не может осуществляться только на основе знакомства с комплектом документов. Необходима специальная подготовка всех субъектов образования к пониманию его структурных, содержательных и технологических компонентов.
упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода; сложившиеся за предыдущие годы устойчивые стереотипы проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы; традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя; принципиальная новизна методического обеспечения достижения и КИМов оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных); отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования. Предпосылки возникновения рисков введения ФГОС начального общего образования
Сетевой план-график введения государственного образовательного стандарта второго поколения (коллегия Министерства образования Ульяновской области, май 2010 г.)Сетевой план-график введения государственного образовательного стандарта второго поколения (коллегия Министерства образования Ульяновской области, май 2010 г.) Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от г р с изменениями от г р, 2284-р и с изменениями от г.Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от г р с изменениями от г р, 2284-р и с изменениями от г. Внедрение ФГОС начального общего образования в Ульяновской области
организовать детальное изучение документов;организовать детальное изучение документов; включить вопрос введения ФГОС в планы работы школы;включить вопрос введения ФГОС в планы работы школы; составить план перехода ОУ ФГОС (как составную часть плана работы на год, отразить проблему в планах методической работы) и утвердить его в установленном порядке;составить план перехода ОУ ФГОС (как составную часть плана работы на год, отразить проблему в планах методической работы) и утвердить его в установленном порядке; провести инвентаризацию условий и сформулировать перед учредителем задачу по созданию недостающих условий; разработать образовательную программу;провести инвентаризацию условий и сформулировать перед учредителем задачу по созданию недостающих условий; разработать образовательную программу; уточнить функциональные обязанности должностных лиц;уточнить функциональные обязанности должностных лиц; внести изменения в нормативные документы (локальные акты, положения и т.д.);внести изменения в нормативные документы (локальные акты, положения и т.д.); направить заявку на курсы для учителей, принимающих первый класс через год;направить заявку на курсы для учителей, принимающих первый класс через год; определить модель реализации плана внеурочной деятельности, предпринять шаги по её реализации.определить модель реализации плана внеурочной деятельности, предпринять шаги по её реализации. На уровне образовательного учреждения