Информационная среда начальной школы ЦВЕТКОВА Марина Серафимовна Зам. Генерального директора Издательства БИНОМ tsvetkova@lbz.ru www.lbz.ru www.metodist.lbz.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования Задание 1.2.Тема: Технические.
Advertisements

Информационная среда начальной школы как часть информационной культуры Два вектора формирования ИКТ грамотности детей в начальной школе: обучение информатике.
Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования Задание 1.2 Тема: Технические.
Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования Задание 1.2 Тема: Технические.
ФГОС начального общего образования. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Активное использование речевых средств и средств.
Информационная среда начальной школы Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования.
Информационная среда начальной школы Пеленицына Лариса Владимировна, номер потока 2, номер группы 1. Модуль 1. Методика использования педагогом средств.
Информационная среда начальной школы на примере МОУ СОШ 2 им. Т.Б. Куулар пгт.Каа-Хем Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной.
Практическая работа 2 Самостоятельная работа Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального.
Стандарты нового поколения об ИКТ в начальном образовании Хохлова Елена Николаевна Заведующая лабораторией современных методик и технологий начального.
Стандарты нового поколения об ИКТ в начальном образовании Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа города Москвы.
ФГОС основного общего образования Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Формирование и развитие компетентности в области.
Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования Задание 1.2 Тема: Технические.
Информационная среда начальной школы Город Кызыл, на примере муниципального дистанционного центра для детей-инвалидов при МОУ СОШ 4 г. Кызыла Модуль 1.
Формирование ИКТ- компетентности в условиях ФГОС.
Стандарты нового поколения об ИКТ в начальном образовании Хохлова Елена Николаевна Заведующая лабораторией современных методик и технологий начального.
Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования Задание 1.2 Тема: Технические.
ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ.
Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования Изимгалиева Свелана Олеговна.
Модель ИОС начальной школы Выполнила: Александрова Л.Ю.
Транксрипт:

Информационная среда начальной школы ЦВЕТКОВА Марина Серафимовна Зам. Генерального директора Издательства БИНОМ

Информационная среда начальной школы Два вектора формирования ИКТ грамотности детей в начальной школе: обучение информатике и процесс информатизации начального обучения.

Цели информатизации начального обучения Формирование ИКТ грамотности детей и функциональной готовности включиться в информационную деятельность в учебной среде, Формирование первичных навыков коммуникативной активности, элементарных навыков использования общекультурных правил и норм информационной деятельности Формирование познавательной активности с использованием ИКТ

ФГОС: метапредметные требования к выпускникам начальной школы и Информатика освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Образовательный стандарт Без компьютера С медиатекой и АРМ учителя С компьютером учителя С Интернет С медиатекой и АРМ учеников С Интернет- коллекциями 1кл 2 кл3 кл4 кл Обучение информатике ИКТ в предметах нет ИКТ грамотность ИКТ активность В ИКТ-кабинете Информационная грамотность и учебная активность детей в начальной школе нет

Информатика в начальной школе и ее метапердметность Русский язык, чтение уроки информатики математика Окружающий мир Рисование, труд, музыка Творчество и досуг в школе Общеучебная и познавательная деятельность с ИКТ

Модели информатизации начальной школы Централизованная – ИКТ ресурс ученика в классе Распределенная – ИКТ ресурс ученика вне класса Информатика + предметы Предметы + информатика

Информационная среда школы Учебный блок: медиа лектории, компьютерная лаборатория ( естественнонаучная, эстетическая, гуманитарная ), ИКТ кабинет в локальной сети ( информатики, ин.языка, тестирования ) Методический блок: медиатека, информационный центр ( ИКТ- библиотека, телестудия, радиостудия, лаборатория ДО ) Блок дополнительного образования: медиацентр (творческие мастерские: музыкальная, компьютерной графики, интернет-мастерская, технологическая, художественная, экологическая, издательская, программирования и компьютерного моделирования ), центр профориентации, АРМ психолога Блок управления школой: компьютеры в учительской, АРМ делопроизводства, АРМ администрации, АРМ социального педагога, БД учащихся, БД кадров, БД здоровья, АСУ школы - расписание, питание, материальные средства, статистика обучения, нормативное сопровождение, Технический блок: школьный сервер, копировальное оборудование, видео-система охраны, информационный компьютер, аудио-видео монтажный комплекс, музыкальный центр, система управления светом, теле и радио оборудование школы, оборудование обслуживания электронных карт учащихся интернет узел школы

Социальная зона 1. зона работы с родителями 2. зона охраны 3. зона питания 4. зона здравоохранения 5. зона психологов 6. зона социального педагога Зона технической и информационной поддержки методический блок образования Учительская-Методкабинет- ИПКРО Предметные кабинеты Интернет-клуб школьный сервер/ЛВС компьютерный клуб Компьютерные классы Издательский комплекс Библиотека/медиацентр веб-студия исследовательские лаборатории дополнительное образование начальное и основное обучение административная зона дистанционное обучение профильное обучение воспитательная работа и досуговая деятельность ЦИФРОВЫЕ ЗОНЫ ШКОЛЫ

Модели информатизации начальной школы АРМ учителя начальной школы с медиа проектором и Интернет компьютерная лаборатория (дополнительной цифровое оборудование) АРМ для всех учеников в локальной сети и творческие мастерские информационная среда школы открыта начальной школе: кабинет ИКТ, медиа лекторий, компьютерная лаборатория Компьютер с медиапроектором в медиалектории для учителя начальной школы Централизованная Распределенная Коллекция электронных образовательных ресурсов

Информационная среда начальной школы АРМ учителя Компьютерная лаборатория АРМ учащихся Творческие мастерские ЦОР

Информационная деятельность в начальном обучении: Организация медиауроков с АРМ учителя – компьютер и интерактивной доска/медиапроектор/ телевизор с большим экраном (один на класс), принтер, сканер Исследование, сбор и обработка информации с привлечением цифрового оборудования: теле, аудио, видео средств обучения, настольных цифровых датчиков и устройств (комплект на класс) Использование Интернет-коллекций ЦОР/ CD медиатек на на основе АРМ учителя Работа на уроке и подготовка заданий, выступлений детей - личное информационное пространство учеников

Централизованная модель в начальной школе: один к одному

Важно эффективно организовать работу в компьютерном классе в соответствии с возрастными особенностями младших школьников

Компьютер как инструмент развития творческой активности детей требует от учителя знаний о новых формах педагогических практик и методиках обучения

Без учебников не обойтись – они помогут научиться работать с компьютером без ошибок и использовать его уже в начальной школе и в медиатеке, и в школьном пресс-центре самостоятельно!

Конструирование на компьютере увлекает детей так, что конец урока не имеет никакого значения!

ИКТ-ресурсы в предметах Русский языкПроекционное оборудование/ интерактивная доска, документ-камера ЧтениеТелевизор, магнитофон или плеер, диктофон МатематикаЭлектронные весы, измерители температуры, вычислители Окружающий мир Фотоаппарат, видеокамера, телевизор, магнитофон или плеер, микроскоп, диагностические датчики (пульса, давления) ИЗО, технология Конструкторы, в том числе робототехника Планшет для изобразительного творчества МузыкаМузыкальные клавиатуры и синтезаторы звука, аудио оборудование,

Документ-камераЦифровой микроскоп Web-камераГрафический планшет

«Активная доска» имеет разветвлённое меню, интуитивно понятное даже пользователю с небольшим стажем

Комплект цифрового оборудования Проекционное оборудование/ интерактивная доска Телевизор Магнитофон или плеер Фотоаппарат Видеокамера Аудио оборудование Диктофон

Школьная телестудия готова к работе

Школьная бригада пресс центра – в работе

Инструменты исследовательской и конструкторской деятельности Электронные весы, измерители температуры, цифровой микроскоп, диагностические датчики (пульса, давления) Конструкторы, в том числе робототехника Планшет для изобразительного творчества Музыкальные клавиатуры и синтезаторы звука Документ-камера

Робототехника учит ребят работать не только руками, но и головой. Межпредметные связи таких дисциплин, как математика, информатика, физика и технология становятся реальностью уже в 5-7 классах

ЦИФРОВОЙ МИКРОСКОП ПОЗВОЛЯЕТ УВЕЛИЧИВАТЬ ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В 20 – 200 РАЗ

Научные наблюдения с помощью цифровых датчиков состава воздуха помогают даже младшим школьникам доказать жизненно необходимые условия для животных и растений, убедиться в их природных связях, использовать наблюдения в проектировании жизнеобеспечения в критических условиях

ИЗО и компьютер

Важно подобрать электронные образовательные ресурсы в соответствии с возрастными особенностями младших школьников

Коллекции ЦОР и медиатеки в начальной школе Лото, таблицы, схемы - интерактивные анимации Интерактивные тренажеры, тесты, задачи Компьютерные лаборатории Энциклопедии/медиатеки Электронные словари Электронные карты и атласы Видеотека, коллекции учебного кино Аудиотека, коллекции звукозаписей

УМК «Информатика и ИКТ» классы. Н.В. Матвеева - ЦОР 2-6 классы «Интерактивный задачник по информатике» school-collection.edu.ru

УМК «Информатика и ИКТ» классы. Н.В. Матвеева - ЦОР 2-6 классы «Интерактивный задачник по информатике» school-collection.edu.ru

Электронные аналоги наглядных пособий

Динамическая касса букв

Электронные динамические плакаты

Демонстрации задач

Интерактивные упражнения

Интерактивные тренинги

Интерактивные опросы

Электронные демонстрации – динамические прописи

Динамические прописи

Интерактивные художественные коллекции

Интерактивные видео коллекции

Цифровые зоны начальной школы: распределенная модель Медиалекторий (компьютер, подключенный к ЛВС и Интернет, медиапроектор или телевизор, аудиосистема, дополнительное оборудование: принтер, сканер, медиатека начальной школы) Размещение: Библиотечный зал или Актовый зал Мобильный вариант медиалектория

Интерактивная доска повышает интерес учащихся к любому уроку – у такой доски ученик работает в диалоге с компьютерной программой

Цифровые зоны начальной школы: распределенная модель Медиа центр начальной школы (3-5 компьютеров, оснащенные оборудованием для проектной деятельности): Творческие мастерские: графическая (графический планшет, сканер, цифровое фото и видео оборудование), исследовательская (микроскоп, датчики, лого-лего), звуковая (аудио система- микрофон-динамики, музыкальная клавиатура), работы с текстом (сканер, принтер, копировальный аппарат, переплетное оборудование)

Приобщение к урокам информатики и ИКТ в начальной школе помогает ребятам активно участвовать в жизни школы

Цифровые зоны начальной школы: распределенная модель ИКТ- кабинет (АРМ учащихся и АРМ учителя, ЛВС, Интернет, дополнительное оборудование: принтер, сканер, колонки на раб. месте учителя, наушники, микрофон, медиапроектор)

ИКТ – новый инструмент обучения и профессиональной деятельности – доступен каждому

Формы ИКТ активности детей на уроках начальной школы Индивидуальное или групповое выступление: презентация с помощью ИКТ Проектная работа: поиск, обработка готовых и создание собственных информационных объектов с помощью инструментов и средств ИКТ Исследование процессов с использованием инструментов и средств ИКТ Индивидуальное компьютерное тестирование Практикумы с интерактивными заданиями

Компьютеры в кабинете иностранного языка требуют ИКТ активности детей уже в начальной школе

Конструируем на бумаге и на компьютере? С чего начать- выбирает учитель.

Формы ИКТ активности учителя начальных классов Демонстрации с использованием проектора, интерактивной доски Подборка и конструирование медиауроков (медиатеки, аудиотека, видеотека, Интернет-коллекции ЦОР) Подготовка индивидуальных заданий (обучающие программы и тесты, электронные диагностические задания) Практическая работа (организация проектных, исследовательских работ с помощью медиауроков и медиатек, игровые обучающие программы, компьютерные творческие среды для детей, редакторы, пр.)

ИПКРО, РЦДО, ММЦ, центры Информационных технологий и методические кабинеты, школы и детские сады, общественные организации, академические структуры и вузы, Учреждения НПО и СПО – это сетевое педагогическое сообщество РОССИИ

Интернет для начальной школы Доступ детей и родителей к школьной информации на сайте школы и к детским работам Доступ учителей и родителей к нормативной информации для начального обучения Доступ детей и учителей к CD-медиатеке школы Доступ учителей и детей к коллекции ЦОР Сетевая консультационная поддержка учителей и обмен опытом в области использования ИКТ Дистанционная поддержка обучения учителей

Интернет объединяет школы страны и методическую службу в единое информационное пространство

Интернет ресурсы открытого доступа Единая коллекция ЦОР: Виртуальные лаборатории по информатике для младших школьников: Уроки информатики к УМК Н.В. Матвеевой: комплект «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»

ИКТ-компетентность учителей начального образования Личная ИКТ-грамотность Элементарная культура сетевого взаимодействия Квалификация в области подготовки ИКТ компетенций учеников Владение инструментами работы с ЦОР и медиатеками, видеоеками, аудиотеками Умение формирования электронного портфолио

Преемственность начальной и основной ступеней обучения информатике Информационные процессы Информационные модели Информационные системы Автоматизация информационных процессов Компьютерное моделирование Управление информационными системами Информационная деятельность Информационное личное пространство Информационная культура Единство триад линий обучения на всех ступенях обучения

ФГОС: требования к программе использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

ФГОС:12.2. Математика и информатика: использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные; приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. 2Математика и информатика: Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, вообра­жения, обеспечение первоначаль­ных представлений о компьютер­ной грамотности

ФГОС: часы информатики Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.

ФГОС: Материально-техническое и информационное оснащение должно обеспечивать возможность: создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.); получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.); проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения; наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений; создания материальных объектов, в том числе произведений искусства; обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов; проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью; исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий; физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения; проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; организации отдыха и питания.

ФГОС 26. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно- познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

ФГОС: Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников ее использующих и поддерживающих. Образовательное учреждение должно также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.

Информатика Информация в окружающем мире (4 час.) Информация в жизни человека. Основные виды элементарных информационных объектов: текстовые, числовые, графические, звуковые. Источники информации в окружающем мире (8 час.) Книги, пресса, радио, телевидение, Интернет. Хранение информации (3 час.). Передача информации: телефонная связь и телевещание, компьютерные сети (2 час.). Поиск информации, необходимой в учебной деятельности (3 час.). Этические нормы (2 час.) работы с информацией, основы защиты информации.

Информатика Организация информации. Преобразование информации (18 час). Организация информации в словарях, энциклопедиях, каталогах библиотек, на компьютере. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги.(6 час.) Упорядочение информации по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию). Построение простейших логических выражений с использованием связок «и», «или», «не» (6 час.). Команда, алгоритм, исполнители. Примеры алгоритмов (6 час.).

Информационные технологии Компьютер как исполнитель команд (8 час.). Основные устройства компьютера (3 час.). Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером (1час.). Управление компьютером. Компьютерные программы (4 час.)

Информационные технологии Компьютер как средство обработки информации (24). Работа с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь, клавиатуру и цифровое оборудование (4 час.). Создание и преобразование информационных объектов: текстов, таблиц, графики, звука.(14 час.) Организация на компьютере поиска по тексту с использованием ссылок (2 час.). Использование ЦОР в учебной деятельности, подготовка сообщения (2 час.). Обмен сообщениями по электронной почте.(2 час.)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ИКТ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ (ГОС-2004) Знать: роль информации в деятельности человека; основные виды информационных объектов (текст, число, звук, таблица, графика); основные виды информационных процессов (обработка, хранение, передача информации); назначение основных устройств компьютера (устройства ввода, вывода, хранения передачи и переработки информации); правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ИКТ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ (ГОС-2004) Уметь: осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки; организовывать информацию в табличной и схематической форме, представить ее упорядоченной по алфавиту, по числовым значениям в пределах изученного материала; исполнять простые инструкции, алгоритмы; Использовать и преобразовывать простые информационные объекты на компьютере; создать и передать сообщение; Вводить информацию, используя устройства ввода компьютера (клавиатуру и мышь).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ИКТ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ (ГОС-2004) Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: готовить сообщения с использованием различных источников информации: книги, пресса, радио, телевидение; применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни; пользоваться компьютером при работе с информацией в учебной деятельности.