Сознание как философская проблема Отражение как природная основа психики Сознание и его основные свойства, самосознание и его формы Проблема идеального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 14. Научное познание Наука и ее основные этапы развития Специфика научного познания Методы научного познания.
Advertisements

ДЕ 4. Гносеология Тема 13. Познание как предмет философского анализа Природа познавательного отношения Основные формы познания Инновация и творчество Проблема.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
1 Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ) Вопросы: 1.Сущность познания. Структура познавательной деятельности. 2. Познавательные способности.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Твоё знание принадлежит душе, твоё богатство принадлежит лишь телу. Арабское изречение.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
Познание Самопознание. В прошлый раз Социальное познание сам зачастую является членом познаваемого общества, имеет собственный интерес и переживания Субъект-человек.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Истина и ее критерии Урок обществознания в 10 классе С.В.Зверева.
Гносеология слово греческого происхождения («гнозис» знание и «логос» слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом.
Цель – дать представление о категории бытия, ее философском смысле и специфике Задачи : 1. Образовательная : - Рассмотреть исторические представления.
PPTzone.ru 1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Вспомним… Какую область философии начали изучать? Какую область философии начали изучать? В чём её основные проблемы? В чём её основные проблемы? Виды.
Транксрипт:

Сознание как философская проблема Отражение как природная основа психики Сознание и его основные свойства, самосознание и его формы Проблема идеального

Литература: Аристотель. О душе. З.Фрейд. Сознание и бессознательное// Алексеев, Панин. Хрестоматия по философии. Раздел 2. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 2005 Гурьева Д.В. Загадка происхождения сознания. М., 1997 Книгин А.Н. Философская проблема сознания. М., Кристоф Кох, Сьюзен Гриндлид. Как рождается сознание// В мире науки

Душа и дух Телесность и душа Рассудок и разум Психика и сознание Мышление и язык Идеальное

Отражение как природная основа психики Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его голове в виде представлений, мыслей, идей и т.п. Эти духовные образы и формируют сознание Однако прежде чем разобраться в сознании, рассмотрим такое понятие, как «отражение» Отражение - это общая способность всех материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить в себе особенности друг друга или каким-то образом реагировать на внешние воздействия

Отражение как природная основа психики

Простейшее отражение в неживой природе - это свойство любых объектов пассивно отзываться на внешние воздействия

Информационное отражение в живой природе - это способность живых материальных систем активно реагировать на внешние воздействия

Природные основы психики

Сознание и его основные свойства Сознание - это свойство высокоорга- низованной «мыслящей» материи (человечес- кого мозга) отражать материальную действительность в духовных образах Интенциональность, т.е.предметность и направленность сознания - это смыслоформирующее отношение сознания к предмету Идеальность, т.е. образы человека не заключают в себе физических, химических или иных материальных свойств Креативность означает его способность создавать нечто новое, не возникает в мире естественным порядком свойства Основные сознания:

Самосознание и его формы Самосознание - это выделение человеком своего «Я» из окружающего его мира, осознание им самого себя, своих мыслей и чувств, интересов и действий, своего положения в обществе и отношения к другим людям Самочувствие - это элементарное осознание человеком своего тела, его состояния и места в мире окружающих вещей и людей Самосознание на уровне «Я - один из...», т.е. осознание себя в качестве человека, принадлежащего к той или иной социальной группе, культуре, к определенному сообществу и т.п. Личностное самосознание - осознание своих особенностей и себя как личности, способной совершать свободные самостоятельные поступки, контролировать и оценивать их, нести за них ответственность ФОРМЫФОРМЫ

Сравнение свойств материальных и идеальных объектов Свойства материальных объектов: даны в ощущениях; пространственно локализованы; обладают массой, плотностью, т.е. набором физико-химических свойств; не обладают свойствами истинности и ложности; не обладают свойствами абстрактности и конкретности Свойства идеальных объектов: не даны в ощущениях; невозможно указать, где «находится» мысль; не обладают физико- химическими свойствами; обладают свойствами истинности и ложности; обладают свойствами абстрактности и конкретности

Мышление - это по сути все та же практическая предметная деятельность, только осуществляемая не с материальными предметами, а их с идеальными заменителями Прежде чем начать разумно мыслить, ребенок разумно действует: «логика действия предшествует логике мышления» Идеальное как относительно самостоятельное мышление Наглядно- образное мышление Наглядно- действенное мышление I II III

Мышление и язык О содержании мыслей человека можно узнать лишь тогда, когда им придана «форма внешности», т.е. выражено в языке. Несовпадение мыслительных и речевых актов зачастую проявляется в том, что в языке выражается не все содержание мысли. Мышление и вся внутренняя жизнь человека потенциально богаче, чем язык.

Тема: Познание как предмет философского анализа Основные понятия теории познания Основные формы познания Проблема истины в философии

Основные понятия теории познания

Природа познавательного отношения (субъект - объект познания) Объект Объективная информация Активность познающего субъекта Субъективный образ объективного мира Объективен по содержанию Субъективный по форме субъект Объективный мир Субъективный мир

Основные формы познания Иррациональные формы познания (интуиция и др.)

Истина характеристика содержания знаний, соответствующих объективной действительности Объективная истина- объективное содержание знаний Абсолютная истина Относительная истина - это объективная истина, которая содержит в себе полное всестороннее знание сущности предметов и явлений материального мира - это объективная истина, которое содержит в себе неполное, относительное знание сущности предметов и явлений материального мира Принцип конкретности истины

Критерии истины как главный критерий истины, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей; из всех возможных объяснений случившегося наиболее вероятное самое простое; или формально-логическая непротиворечивость знания, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания теории; хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов; внутреннее и даже предлагаемых гипотез и др.

Ошибка и заблуждение Ошибка - результат неправильного теоретического или практического действия, вызванного субъективными, случайными причинами Заблуждение - несоответствие знания его предмету; расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом; абсолютизация относительной истины

Теории истины Истина понимается как знание, соответствующее действительности (Аристотель) Свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (У.Джеймс) Истина как результат условного соглашения (А.Пуанкаре) Истинность как согласованность мышления с самим собой, непротиворечивость (И.Кант, Г.Гегель) Корреспонденсткая (классическая) ПрагматистскаяКонвенциалистскаяКогерентная

Тема: Научное познание Наука и ее основные этапы развития Специфика научного познания Методы научного познания

«Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред» Мишель Монтень, философ XVI века

Наука - особая область социально-исторической деятельности человека, направленной на производство, систематизацию, хранению наиболее точных знаний о мире, обществе и человеке Основные этапы развития науки: I этап - зачатки науки появились в древности (Вавилонии, Шумерах), возникла наука в античном мире VI-IV вв. д.н.э. II этап - появлению в XVI-XVIIвв. классической науки, способствоали ньютоновская механика, картезианские принципы и др. III этап - постклассическая наука XIX-нач.XX вв. основывалась на квантовой механике, теория относительности и др. IV этап - возникновение постнеклассической науки во II-ой пол. ХХ в. связано с процессами глобализации, учением о нелинейных системах и др.

Специфика научного познания: Систематичность, выводимость одних положений из других; объектом научно-теоретического анализа выступает не сама реальная действительность, а их мыслительные аналоги - идеализированные объекты; осознанным контролем над самой процедурой познания; наличие четких понятий, фиксация смысла и выработка специального научного языка; строгость и объективность открываемых истин.

Методы научного познания

Общая классификация методов