Сознание как философская проблема Отражение как природная основа психики Сознание и его основные свойства, самосознание и его формы Проблема идеального
Литература: Аристотель. О душе. З.Фрейд. Сознание и бессознательное// Алексеев, Панин. Хрестоматия по философии. Раздел 2. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 2005 Гурьева Д.В. Загадка происхождения сознания. М., 1997 Книгин А.Н. Философская проблема сознания. М., Кристоф Кох, Сьюзен Гриндлид. Как рождается сознание// В мире науки
Душа и дух Телесность и душа Рассудок и разум Психика и сознание Мышление и язык Идеальное
Отражение как природная основа психики Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его голове в виде представлений, мыслей, идей и т.п. Эти духовные образы и формируют сознание Однако прежде чем разобраться в сознании, рассмотрим такое понятие, как «отражение» Отражение - это общая способность всех материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить в себе особенности друг друга или каким-то образом реагировать на внешние воздействия
Отражение как природная основа психики
Простейшее отражение в неживой природе - это свойство любых объектов пассивно отзываться на внешние воздействия
Информационное отражение в живой природе - это способность живых материальных систем активно реагировать на внешние воздействия
Природные основы психики
Сознание и его основные свойства Сознание - это свойство высокоорга- низованной «мыслящей» материи (человечес- кого мозга) отражать материальную действительность в духовных образах Интенциональность, т.е.предметность и направленность сознания - это смыслоформирующее отношение сознания к предмету Идеальность, т.е. образы человека не заключают в себе физических, химических или иных материальных свойств Креативность означает его способность создавать нечто новое, не возникает в мире естественным порядком свойства Основные сознания:
Самосознание и его формы Самосознание - это выделение человеком своего «Я» из окружающего его мира, осознание им самого себя, своих мыслей и чувств, интересов и действий, своего положения в обществе и отношения к другим людям Самочувствие - это элементарное осознание человеком своего тела, его состояния и места в мире окружающих вещей и людей Самосознание на уровне «Я - один из...», т.е. осознание себя в качестве человека, принадлежащего к той или иной социальной группе, культуре, к определенному сообществу и т.п. Личностное самосознание - осознание своих особенностей и себя как личности, способной совершать свободные самостоятельные поступки, контролировать и оценивать их, нести за них ответственность ФОРМЫФОРМЫ
Сравнение свойств материальных и идеальных объектов Свойства материальных объектов: даны в ощущениях; пространственно локализованы; обладают массой, плотностью, т.е. набором физико-химических свойств; не обладают свойствами истинности и ложности; не обладают свойствами абстрактности и конкретности Свойства идеальных объектов: не даны в ощущениях; невозможно указать, где «находится» мысль; не обладают физико- химическими свойствами; обладают свойствами истинности и ложности; обладают свойствами абстрактности и конкретности
Мышление - это по сути все та же практическая предметная деятельность, только осуществляемая не с материальными предметами, а их с идеальными заменителями Прежде чем начать разумно мыслить, ребенок разумно действует: «логика действия предшествует логике мышления» Идеальное как относительно самостоятельное мышление Наглядно- образное мышление Наглядно- действенное мышление I II III
Мышление и язык О содержании мыслей человека можно узнать лишь тогда, когда им придана «форма внешности», т.е. выражено в языке. Несовпадение мыслительных и речевых актов зачастую проявляется в том, что в языке выражается не все содержание мысли. Мышление и вся внутренняя жизнь человека потенциально богаче, чем язык.
Тема: Познание как предмет философского анализа Основные понятия теории познания Основные формы познания Проблема истины в философии
Основные понятия теории познания
Природа познавательного отношения (субъект - объект познания) Объект Объективная информация Активность познающего субъекта Субъективный образ объективного мира Объективен по содержанию Субъективный по форме субъект Объективный мир Субъективный мир
Основные формы познания Иррациональные формы познания (интуиция и др.)
Истина характеристика содержания знаний, соответствующих объективной действительности Объективная истина- объективное содержание знаний Абсолютная истина Относительная истина - это объективная истина, которая содержит в себе полное всестороннее знание сущности предметов и явлений материального мира - это объективная истина, которое содержит в себе неполное, относительное знание сущности предметов и явлений материального мира Принцип конкретности истины
Критерии истины как главный критерий истины, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей; из всех возможных объяснений случившегося наиболее вероятное самое простое; или формально-логическая непротиворечивость знания, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания теории; хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов; внутреннее и даже предлагаемых гипотез и др.
Ошибка и заблуждение Ошибка - результат неправильного теоретического или практического действия, вызванного субъективными, случайными причинами Заблуждение - несоответствие знания его предмету; расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом; абсолютизация относительной истины
Теории истины Истина понимается как знание, соответствующее действительности (Аристотель) Свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (У.Джеймс) Истина как результат условного соглашения (А.Пуанкаре) Истинность как согласованность мышления с самим собой, непротиворечивость (И.Кант, Г.Гегель) Корреспонденсткая (классическая) ПрагматистскаяКонвенциалистскаяКогерентная
Тема: Научное познание Наука и ее основные этапы развития Специфика научного познания Методы научного познания
«Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред» Мишель Монтень, философ XVI века
Наука - особая область социально-исторической деятельности человека, направленной на производство, систематизацию, хранению наиболее точных знаний о мире, обществе и человеке Основные этапы развития науки: I этап - зачатки науки появились в древности (Вавилонии, Шумерах), возникла наука в античном мире VI-IV вв. д.н.э. II этап - появлению в XVI-XVIIвв. классической науки, способствоали ньютоновская механика, картезианские принципы и др. III этап - постклассическая наука XIX-нач.XX вв. основывалась на квантовой механике, теория относительности и др. IV этап - возникновение постнеклассической науки во II-ой пол. ХХ в. связано с процессами глобализации, учением о нелинейных системах и др.
Специфика научного познания: Систематичность, выводимость одних положений из других; объектом научно-теоретического анализа выступает не сама реальная действительность, а их мыслительные аналоги - идеализированные объекты; осознанным контролем над самой процедурой познания; наличие четких понятий, фиксация смысла и выработка специального научного языка; строгость и объективность открываемых истин.
Методы научного познания
Общая классификация методов