Тема педсовета Модель урока Методическое лото
Цель: закрепить и расширить знания педагогов об основных компонентах урока; ознакомить с практическим опытом учителей по определению форм, методов, приёмов и средств обучения, конструирование модели урока.
Основные компоненты урока как системы: Содержание учебного материала Методы Средства обучения Формы организации учебной деятельности
Цель и задачи урока Учебные (общеобразовательные) Коррекционно- развивающие Воспитательные
Учебные задачи урока направлены на формирование у учащихся системы практических и научных знаний, умений и навыков Усвоение (изучение, повторение, закрепление) основных понятий, законов, теорий, правил, научных фактов и т.д.; Формирование (выработка, закрепление) умений и навыков грамотного письма, чтения, говорения, вычисления, измерения, изготовления и т.д.
Коррекционно-развивающие задачи урока направлены на и развитие у учащихся интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной, двигательной сфер личности, познавательных интересов, учебных способностей Научить анализировать объект, обобщать закономерности Делать самостоятельно вывод из прочитанного, увиденного и т.д. Развивать настойчивость в преодолении трудностей
Возможные ошибки Например: Развивать мышление и речь Понятие «Мышление» объединяет: Основные уровни (понятийный, образный, предметно-практический, словесно-логический) Операции мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение) Разные функции (интеллектуальная активность, регулирующая роль, критичность) Стороны речи (фонетическая, лексическая, грамматическая) или речевая деятельность
Воспитательная задача урока направлена на формирование у учащихся научного взгляда на материальный мир, обеспечение морального, трудового, эстетического, духовного, патриотического и физического воспитания Формирование у учащихся: самостоятельности организованности дисциплинированности ответственности опрятности навыков культуры поведения учебной деятельности
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке Индивидуальная работа Фронтальная работа Групповая работа
Индивидуальная работа предусматривает самостоятельное выполнение учеником задания без взаимодействия с другими учащимися, с использованием помощи учителя Домашняя работа выполняется на основе рекомендаций учителя Самостоятельные и контрольные работы даются с учётом индивидуальных особенностей ученика (личностно- ориентированное обучение) Актуализация опорных знаний разными способами для учащихся с различными уровнями подготовки
Фронтальная работа предусматривает одновременное выполнение всеми учениками одного и того же задания под руководством учителя Беседа Опрос Эксперимент Способствует самоопределению учащихся
Групповая работа – способ организации учебного занятия, во время которого ставится определённое задание для группы учеников Групповая работа предусматривает следующее: o Класс разбивается на несколько групп для решения конкретных учебных заданий o Каждая группа, выполняя задание, работает под непосредственным руководством учителя или лидера o Задания планируются с учётом индивидуальных особенностей каждого члена группы o Состав группы подбирается с максимальной эффективностью реализации возможностей каждого члена группы
Для этого: В группу включают учеников с разным уровнем информированности, чтоб они имели возможность помогать друг другу Учитывают социально- психологические факторы
Групповая работа предусматривает общение и взаимодействие учеников Класс осознаёт общую цель и ответственность за выполнение заданий, предложенных учителем Осуществляется распределение функций и обязанностей, которые учитывают интересы и способности каждого ученика Преобладает атмосфера сотрудничества и взаимопомощи Существует взаимоконтроль и ответственность каждого перед группой
Методы и приёмы обучения Метод – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения Приём – отдельные операции, умственные или практические действия учителя или учеников, которые раскрывают или дополняют способ усвоения материала, который выражает данный метод
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности 1. По источнику передачи и восприятия информации Словесные: рассказ, беседа, лекция, конференция, дискуссия Наглядные: иллюстрация, демонстрация Практические: опыты, упражнения
2. По логике передачи информации Индуктивные Дедуктивные От частных фактов, От общих положений положений к к частным выводам общим выводам
3. По степени самостоятельного мышления учащихся Репродуктивные (работа по инструкции алгоритму) Объяснительно- иллюстрационные (различными способами передаётся готовая информация) Проблемные (иллюстрация этапов логического решения проблемы или противоречия) Эвристические (самостоятельное выполнение отдельных этапов решения поставленной задачи) Исследовательские (организация поисковой и творческой деятельности учеников) Активные (диалог учитель- ученик, ученик-учитель) Интерактивные (моделирование проблем для совместного решения всеми участниками процесса )
Методы стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности 1. Стимулирование интереса к обучению Познава тельные игры Проблемные ситуации Учебные дискуссии Ситуация успеха
2. Стимулирование ответственности Формирование убеждения собственной значимости Требовательность Упражнения на выполнение требований Соревнование, заинтересованность, наказание
Методы контроля и самоконтроля 1. Устный контроль и самоконтроль Индивидуальный опросФронтальный опросУстный зачётПрограммированный опрос
2. Письменный контроль и самоконтроль Контрольные письменные работы Письменные зачёты тесты Письменный самоконтроль
3. Лабораторно-практический контроль и самоконтроль Контрольно-лабораторные работы Машинный контроль Лабораторно-практический самоконтроль
Средства обучения- это вспомогательные материально-технические средства с их специфическими дидактическими функциями Вербальные Слово учителя Текст Дидактические материалы Наглядные Таблицы Диаграммы Рисунки Графики и т.д. Специальные Приборы Устройства Технические Экранные Звуковые Комбинированные
Повышение эффективности урока за счёт использования комплекса обоснованно подобранных средств требует от учителя : Соответствия подобранных средств обучения основной цели урока Правомерности использования конкретного средства на определённом этапе урока Эффективности использования данных средств обучения в определённом классе Компетентное использование средств в разных видах деятельности, запланированных на уроке
Проект модели урока Цель Задачи Содержание ФормыМетодыПриёмыСредства Взаимодействие Результат
Обучение – это процесс в котором взаимодействуют разные органы чувств Руки-90% того, что ребёнок сделает сам Рот – 70% того, что произнесёт Уши – 20% того, что услышит Глаза – 30% того, что увидит
Проект решения педсовета 1.Для повышения эффективности освоения учащимися учебного материала при подготовке к уроку учителям школы тщательно продумывать: Цели урока Содержание материала Методы и приёмы обучения Средства обучения 2. Принять во внимание опыт учителей