-1- Новый виток развития стандартов ИТ менеджмента О приоритетах разработки отраслевых стандартов ИТ-руководителей ФОСТАС «Фонд поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами» +7(495) // 2349, сентября 2008 г. – «Подмосковные вечера» Зиндер Евгений Захарович, президент Фонда ФОСТАС, дир. АБ «Группа 24»
-2- 7 областей нового в стандартах 1) В классические методы стандартизации добавлена фиксация «обобщенного знания» - BoK, frameworks 2) В стандартах процессов / работ для SE/SW - завершение витка большой консолидации 3) Развитие стандартов Enterprise Architecture – объект автоматизации: концепции, моделирование и др. 4) Развитие консолидации в стандартах качества SW (серия – наследует ISO 9126, содержит «как делать») 5) Аналогичный процесс в управлении ИТ-услугами и информационной безопасностью (20000 и 27000) 6) Прогноз: система CMM и ISO породят новое поколение стандартов качества процессов 7) Появились многие стандарты второго уровня обобщения – но все еще «рамочные» или «не прямого употребления» (документирование - ISO 15289, и др.)
-3- Совместимость Совместимость процессов ( хотя бы их по выходам и выходам) для: - Заказчика и Подрядчиков - Проекта и Подпроектов - Системы и ее Компонентов Про- цессы согла- шения Процессы предприятия Управление средой Процессы проекта Управление проектом Технические процессы Техническое управление Процессы предприятия Управление средой Процессы соглашения ОРГАНИЗАЦИЯ «А» ОРГАНИЗАЦИЯ «В» ОРГАНИЗАЦИЯ «Б» Процессы предприятия Управление средой Процессы проекта Управление проектом Технические процессы Техническое управление Договор (Контракт) ТЗ, Испытания, Приемка
-4- На предприятии должны работать СтО - «стандарты организации» и стандарты проекта Но предприятия (и проекты) не живут изолировано ПОЭТОМУ в качестве основы надо использовать ОБЩИЕ БАЗОВЫЕ СТАНДАРТЫ Международные Национальные Отраслевые СтО
-5- Стандарты ИТ-менеджмента Требования и другие влияния внешней среды Общее руководство и контроль («ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ») Методы выполнения и контроля выполнения отдельных работ («КАК ДЕЛАТЬ - ДЕТАЛЬНО») Организация и управление созданием и эксплуатацией Систем / ПО («ЧТО ДЕЛАТЬ») В этом докладе: Организация и управление заказом, созданием и эксплуатацией Систем / ПО («ЧТО и КАК ДЕЛАТЬ»)
-6- Ситуация накопления разрыва ГОСТ 19 ГОСТ 24 ГОСТ 34 Продолжающаяся практика 1-я редакция ISO/IEC 12207, 15288, ISO системная и программная инженерия, Архитектура предприятия – первый виток ISO, ISO/IEC ГОСТ Р ИСО/МЭК, ГОСТ Р ИСО… ?! 2-я редакция стандартов системной и программной инженерии, развитие для Архитектуры предприятия – второй виток ISO, ISO/IEC (+IEEE, EIA) ?! Второй разрыв г.г г.г г.г г.г. Первый разрыв
-7- «Разрыв», созданный ISO/IEC и й редакции - Больший объем работ и требований -Приобретение и Поставка – процессы отношений Заказчика и Поставщика - Включение в стандарт для ПО работ, связанных с Системой, и прослеживания всех решений к потребностям ЗЛ - Процессы управления средой ЖЦ Систем, включая экономику ИТ - Процесс адаптации стандарта - О тстройка от форм документов
-8- Новшества и барьеры процессной модели ISO/IEC 1995 года (ГОСТ Р ИСО/МЭК 1999 г.) Работы Процесс Назначение Выходы Работы Процесс Назначение Выходы Работы Процесс Назначение Выходы Каждый процесс может инициироваться из других процессов, но какой откуда ?... Процесс как«сервис» увеличение барьера использования в конкретных организациях и проектах («Уже существующие стандарты плохо используются» -- SPC, конец XX века )
-9- Первый разрыв: ГОСТ 34 vs. ИСО/МЭК и ГОСТ 34 (+19, 24) Концепции и понятия2+ (для «АС»)4- (взгляд на объект «изнутри») Управление методикой организации работ 1+ («Каскад» + мини- мальная адаптация) 4 (границы применения …?) Управление портфелем0+ (зачатки в рамках «Концепции» и «ТЗ») 4 (как «управление инвестициями») Управление контрактами 0+ (устаревшие зачатки)4+ Управление проектом1 (зачатки в ТЗ и «приемках») 4- (аспекты не развиты) Процессы и работы создания и эксплуатации 3 (эксплуатация только намечена) 4 (эксплуатация развита не сильно) Испытания и проверки2+ (недостаточность)4+ (4 типа проверок + прослеживание!) Документирование3+ (но без ПО, БД – очень слабо, …) 2 (кое что – в Руковод- ствах по применению) Итого (попытка !!): 12 – 14 баллов 34 балла ИСО/МЭК и 15288
-10- «Мечта ИТ-шника» Для ИС - Информационных Систем : Докумен- тирование :2008 Процессы ЖЦ Систем и программ : Докумен- тирование … Информа- ционное обеспе- чение Бизнес- процессы : Процессы ЖЦ программ HW – Аппаратные средства : ПРОЦЕССЫ ЖЦ СИСТЕМЫ Для сложных комплексных Систем
-11- Завершение витка «Большой консолидации» и Второй разрыв (2008 г.): ISO/IEC и ВТОРОЙ РЕДАКЦИИ - ПРИОРИТЕТ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА - Работы с ПО и с СИСТЕМОЙ гармонизированы - «МЕЧТА ИТ-шника»: Работа с Системами типа «ИС» интегрирована с процессами ПО Развитие: -расширены процессы эксплуатации / сопровождения / поддержки, -требования к документации интегрированы для Систем и ПО в одном стандарте -включены работы с ТИРАЖИРУЕМЫМ ПО
-12- Схема процессов 2008 года: Software and System Engineering ISO/IEC (2-nd edition) Процессы ISO/IEC 12207:2008 Процессы Соглашения (2) Организационные Процессы поддержки Проектов (5) Процессы Проекта (7) Технические Процессы для Системы и ПО (11) Процессы создания ПО (7) Процессы поддержки ПО (8) Процессы Повторного Использо- вания ПО (3) 2518
-13- Technical Processes Stakeholder Requirements Definition Process Определение требований Заинтересованных Лиц («пользователя») System Requirements Analysis Определение требований к Системе («АС») «Техническое задание на Систему (АС)» System Architectural Design Эскизное проектирование Системы («АС») Техническое проектирование Системы («АС») Implementation Process Реализация и рабочее документирование; для Системы - на основе процесса из ISO/IEC либо из п для ПО System Integration Process Комплексирование Системы («АС») (подготовка объекта, развертывание ПО и др.) System Qualification Testing Process Испытания Системы («АС») Software Installation Установка и предварительные испытания ПО Software Acceptance Support Испытания ПО для передачи в постоянную эксплуатацию ПО Software Operation Process Текущая эксплуатация ПО Software Maintenance Process Сопровождение ПО (от консультирования до внесения изменений) Software Disposal Process Списание ПО Технические процессы в контексте Системы
-14- Software Implementation Processes Software Implementation Process Создание «единицы» ПО – от стратегии реализации до «упаковки и хранения для поставки в соответствии с соглашением» Software Requirements Analysis Process Анализ требований к ПО ЧТЗ для ПО, согласование с ТЗ на Систему Software Architectural Design Process Архитектурное («Эскизное») проектирование ПО Software Detailed Design Process Детальное («Техническое») проектирование ПО Software Construction Process «Кодирование» и испытание совокупности «единиц» ПО Software Integration Process Интеграция ПО Software Qualification Testing Process Испытания интегрированного ПО, подготовка процедур внесения будущих изменений Процессы создания ПО
-15- Software Reuse Processes Domain Engineering Process Анализ предметной области для активов многократного применения (продуктов ПО) и создание таких активов для многократного применения – тиражируемых, типовых, COTS / GOTS и т.п. Reuse Asset Management Process Управление активами (продуктами ПО) многократного применения от их концепции до списания Reuse Program Management Process Стратегия организации в сфере многократного применения активов ПО, ее реализация и управление ее выполнением для разных предметных областей Процессы для многократно используемого ПО (тиражируемого, типового, COTS, GOTS)
-16- Объект автоматизации: Новый ГОСТ Р ИСО по «Архитектуре предприятия» (АП) принципиально важен для работ по реинжинирингу, организационному и технологическому развитию предприятий, для согласования бизнеса и ИТ будут проблемы его применения – барьеры на уровне - понятий, терминов, концепций, - Топ-менеджеров - восприятия ИТ-работ как части работ по орг-развитию - включения статьи расходов на работы с АП, - определения функциональных обязанностей Архитектора предприятия и его группы, и др. См. IEMag, 4 и 7 за 2008 г.
-17- Важно: Завершен виток поисков общего взгляда на методологию создания/эксплуатации систем Закреплена устойчивая база для объединения организаторов и «технологов» бизнеса, специалистов по автоматизации и информатизации Комплексный системный подход вышел на первый план – всерьез и надолго, особенно с учетом развития стандартов по АРХИТЕКТУРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ Есть основания для проявления лидирующей роли аналитиков и архитекторов объекта автоматизации (включая топ-менеджмент)
-18- «Первый прыжок через пропасть»
-19- -«Учет стандартов серии ГОСТ 34 и применение стандартов ИСО/МЭК и ИСО/МЭК 12207» –>> для сохранения контрактной истории, навыков, но с наполнением наиболее актуальными новыми положениями и дополнениями, актуальными при (а) заказе, контрактации, приемке работ, (б) управлении ходом проекта, (в) управлении содержанием работ от замысла до списания АС / ИС -«Учет стандартов серии ГОСТ 34 и применение стандарта ГОСТ Р ИСО 15704» –>> для возможности - актуального определения «ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ», - полнокровного участия ИТ-службы и ИТ-директора в проектах бизнес-реинжиниринга, - организации комплексной группы Архитектора Предприятия, - обоснованной постановки полных по составу работ по моделированию («не дармоеды»), и др.
-20- АНКЕТА «Потребности ИТ-службы в стандартах» Цель: На основе ваших оценок выработать план действий по разработке наиболее приоритетных руководящих документов по стандартизации в сфере ИТ Обобщенные области стандартизации и 3 выделенные группы РД : - ИТ-менеджмент - электронный обмен информацией -справочники-классификаторы Открытость Анкеты для предложений
-21- Национальный Стандарт В Анкете – о приоритетных «стандартов отрасли» предприятий-заказчиков ИТ Предприятие СтО Стандарт (РД) Отрасли Международный Стандарт СтП ?! СтО Национальный Стандарт ?! Комплекс РД
-22- Разделы Анкеты Сведения о заполнившем Анкету Отрасль и масштаб предприятия Практическое использование стандартов сферы ИТ и менеджмента разных типов Области руководства ИТ и общего менеджмента, опирающегося на ИТ, в которых наиболее нужна поддержка руководящими документами (РД) по стандартизации Готовность предприятия финансировать или софинансировать разработку РД Стандарты, по которым желательно получить дополнительную информацию Приоритеты РД в сфере ИТ-менеджмента для предприятий – заказчиков и пользователей ИТ Приоритетные РД по стандартизации электронного обмена информацией Приоритетные словари-классификаторы Ваши дополнительные предложения
-23- Спасибо за внимание Вопросы? Фонд ФОСТАС (495) , т/ф (495)
-24-
-25- а также: -«Требования к структуре и описанию характеристик пакетов прикладных программ, включаемых в описание пакета» ->> упорядоченное накопление опыта Сообщества ИТ-руководителей и обмен им, более простой и обоснованный выбор COTS / GOTS / OSS и соответствующих бюджетов, более уверенное обоснование архитектуры индивидуального ПО / ИС и соответствующих бюджетов -«Каталог типовых прикладных сервисов / компонентов общего назначения» ->> аналогично
-26- далее можно планировать Руководства по стандартизации для -метамодели и методики оценки эффективности ИТ в проектах развития предприятия (с переходом к ТЭО / СЭО), -обеспечения совместимости ITIL, CoBIT 4.1, новых ИСО/МЭК 12207, и расширенного ГОСТ 34, -разработки стандарта предприятия в части «Структура и методики формирования архитектуры предприятия» -и др.
-27- Объект автоматизации : ISO 15704:2000 «Requirements for enterprise-reference architectures and methodologies » (с добавлением от 2005 года) ISO 19439:2006 «Enterprise integration – Framework for enterprise modelling» Разрабатывается ГОСТ Р, который должен быть аутентичным переводом ISO 15704:2000 (c доп г.) …
-28- Субъект автоматизации: Процессы, работы и информ. продукты жизненного цикла систем / ПО Система ГОСТ 19 – годы (+ТЭО из ГОСТ 24…) Система ГОСТ 34 – годы (основа) Система ИСО/МЭК «Системная и программная инженерия» годы Система ГОСТ Р ИСО/МЭК «Системная и программная инженерия» - на основе стандартов годов
-29- Объект автоматизации и Концепции ISO Предприятие и его свойства (обобщенное, динамично меняющееся, плоское, расширенное, виртуальное) Комплексность подхода: миссия, культура, технологии, информация и поведение или «Внешняя среда, люди и машины» Два уровня / типа архитектур – предприятия в целом и отдельных систем, их роли и связи между ними Модели: приоритет понятности и адекватности задачам, необязательность и др.
-30- ГОСТ 19 – ЕСПД (частично) ГОСТ Единая система программной документации. ВИДЫ ПРОГРАММ И ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ. ГОСТ Единая система программной документации. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНЫМ ДОКУМЕНТАМ ГОСТ Единая система программной документации. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ …
-31- ГОСТ 34 - Комплекс стандартов на автоматизированные системы (частично) РД Основные положения ГОСТ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ГОСТ Термины и определения. ГОСТ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ. СТАДИИ СОЗДАНИЯ (включая ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ) РД ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДОКУМЕНТОВ ГОСТ ВИДЫ ИСПЫТАНИЙ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ
-32- Система ГОСТ Р ИСО/МЭК «Системная и программная инженерия» (частично) ISO/IEC 12207: Software Engineering Software life cycle processes ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207:99. Программная инжененрия. Процессы жизненного цикла программных средств Systems and software engineering Software life cycle processes ISO/IEC 15288: Systems Engineering System life cycle processes. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288:2006. СИСТЕМНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ Процессы жизненного цикла систем Systems Engineering System life cycle processes. ISO/IEC 15289:2006. Systems and Software Engineering Content of systems and software life cycle process information products (Documentation). IEEE/EIA , Industry Implementation of International Standard ISO/IEC 12207:1995 Standard for Information Technology Software Life Cycle Processes.
-33- Схема состава процессов: от System Engineering 2002 года к Software and System Engineering ISO/IEC 12207:2008
-34- Схема процессов System Engineering от 2002 года ISO/IEC 15288:2002 ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288:2006 Процессы Предприятия (5) Процессы Проекта (7) «Технические» Процессы (11) ИТОГО: 25 процессов (+1) Процессы Соглашения (2)