Нейробиология Рассудочная деятельность
Когнитивные формы обучения
Латентное обучение, когнитивные карты Сенсорное (перцептивное) обучение Психонервная (образная) деятельность (И.С.Бериташвили) Вероятностное прогнозирование (Н.А.Бернштейн) Инсайт (гештальтпсихология) Рассудочная деятельность (Л.В.Крушинский) Элементарное мышление
Рассудочная деятельность по Л.В.Крушинскому (элементарное мышление)
Схема соотношения основных элементарных компонентов поведения (по Л. В. Крушинскому, 1977). Модификация поведения возможна для каждого компонента в пределах определенной нормы реакции.
… адаптивный поведенческий акт, выполняемый животным в новой обстановке на основе оперирования эмпирически уловленными законами, лежащими в основе структуры среды, может быть оценен как рассудочный (Л.В.Крушинский, 1986).
Некоторые элементарные эмпирические законы: 1. закон неисчезаемости предметов 2. закон непроницаемости непрозрачных предметов 3. закон вмещаемости объемных приманок в объемные полые фигуры …
Схемы опытов по экстраполяции с ширмой разной степени усложнения (по Л. В. Крушинскому, 1977)
Исследование способности к экстраполяции в опытах с ширмой. А общий вид установки для опытов с хищными млекопитающими, кроликами и птицами (рисунок Т. Никитиной); Б камера для экспериментов с мышами
Успешность решения задачи на экстраполяцию животными разных таксономических групп при ее первом предъявлении; по оси ординат доля правильных решений в процентах (плоскость соответствует 50%-му случайному уровню правильных решений)
Усредненные кривые успеха решения задачи при ее многократных предъявлениях животными разных таксономических групп (по Крушинскому, 1986).
Эксперимент с вороной по оперированию эмпирической размерностью фигур
Успешность решения задачи на оперирование эмпирической размерностью фигур животными разных видов.
Способность к обобщению и абстрагированию
Схема экспериментов по формированию обобщения признака «больше, чем». А схема опыта; Б примеры множеств, предъявляемых в тесте. В парах множеств для сравнения 1 и 2 показаны стимулы, у которых суммарная площадь большего множества больше (первая сверху пара карточек) или меньше (вторая сверху пара), чем меньшего; 3 в паре 24/25 птица выбирала успешно только если большее множество имело и большую площадь.
Тушение огня водой для получения приманки
Тушение огня на плотах
Орудийная деятельность у животных с наиболее высоким уровнем развития высшей нервной деятельности
Изготовление орудия шимпанзе: Соединение двух палок. С помощью новой палки большей длины можно достать приманку (опыты В. Келера).
Использование орудий шимпанзе. Шимпанзе применяет палку в качестве шеста, встав на который можно дотянуться до приманки (опыты В. Келера); Молодой шимпанзе Тарас (опыты Л. А. Фирсова) сообразил, как «заклинить» крышку с помощью палки, чтобы достать лакомство
Решение шимпанзе задачи получения банана Горилла выталкивает палкой плод из трубы (опыт Р. Йеркса)
Использование орудий шимпанзе. А «обследование» ноги с помощью палочки; Б вытирание носа папиросной бумагой; В шимпанзе дразнит мартышек палкой (из работы Н.Н.Ладыгиной-Котс, 1959).
Шимпанзе пользуется веткой, чтобы достать термитов: хотя это поведение можно наблюдать в природе, оно, вероятно, не инстинктивно.
Пример инстинктивной орудийной деятельности: галапагосский вьюрок пользуется колючкой для поиска добычи. Такая деятельность является врожденной, проявляется одинаково у всех представителей вида и не имеет ничего общего с развитием разума.