Формирование нравственной культуры школьников в процессе уроков светской этики
Нравственность как вечное и необходимое социальное явление возникла с появлением человеческого общества и проходит через всю его историю. Поэтому в воспитании детей необходимо их обязательное включение в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. Осуществление этой задачи требует обращения к этике как науке о нравственной жизни человека, история развития которой ставила его перед поиском нравственной истины в жизнеосмыслении, перед необходимостью «усилия быть», перед стремлением к «жизни праведной». В связи с этим, в качестве базового компонента нравственного воспитания выступает гуманизация личности в контексте её духовного развития, освоения общечеловеческих ценностей. Актуальность
Поэтому Курс светской этики продиктован животрепещущими проблемами современного состояния общества, рождёнными непростыми социально-экономическими вопросами и тесно связанными с ними приоритетами государственной политики воспитания. Гуманистическая парадигма воспитательной системы в образовательных учреждениях сегодня востребована обществом и должна быть представлена в виде средств, методов, форм педагогической деятельности, в конкретных педагогических технологиях и методиках воспитания. В ситуации, когда общество в моральном смятении и налицо дисгармония социальных отношений и ценностных приоритетов, важно найти побудительную основу восстановления потенциала нравственных сил в современной школе и приложить усилия к этически выверенным ориентирам в воспитании растущего поколения. Именно поэтому в школьной образовательной деятельности особенно необходимо обратиться к проблемам нравственно-этического воспитания детей и подростков.
В современной школе мы часто наблюдаем нравственное воспитание в форме дидактической беседы об этике и контроля полученных знаний о нравственности. Но этическое воспитание реализуется на основе субъект-субъектного взаимодействия учителя и ученика, которое является средством формирования нравственной культуры личности. Следовательно, процессу фор- мирования нравственной культуры личности могут служить этические уроки в школе, сочетающиеся с различными формами актуализации нравственного образа жизни, способами и методами организации опыта нравственного поведения, стимулирования гуманистических отношений детей в образовательном учреждении, создания эмоционального бла- гополучия в детской среде. Таким этическим урокам и посвящен модуль.
Этический урок осуществляется как занятие с сюжетной технологией, обеспечивающей построение ЭТИЧЕСКОГО взаимодействия с детьми в соответствии с их возрастными особенностями. Содержание этического урока (занятия) обращено к сути общечеловеческих ценностей, а его психолого- педагогическое моделирование строится на разнообразии механизмов включения воспитанников в процесс познания этических норм поведения, эмоционального сосредоточения на них, этической рефлексии и гуманистически направленного действия ребёнка в сфере его жизнедеятельности. Целью этического урока является формирование нравственной культуры личности, которой целесообразно придавать значение глубокого осмысления жизнедеятельности человека, ориентированной на общечеловеческие ценности в моральных принципах поведения и сфере нравственных отношений к окружающему миру. В процессе этического воспитания важно формирование таких нравственных качеств личности как гуманность, чувство собственного достоинства, ответственность, совестливость. Что такое этический урок
Ведущая деятельность – активный поиск границ и возможностей своего я. Рефлексивный оборот на себя. Активное развитие я-концепции Проявление чувства взрослости. Обогащение личностных смыслов. Осознание внутренней позиции. Эти возрастные особенности способствуют стремлению учащихся к нравственному выбору Возрастные особенности младших подростков
Педагогические направления воспитательного влияния этических занятий На нравственное сознание На нравственную оценку и самооценку На эмоциональную сферу На поведение
Этический урок строится через обращение педагога к знаниям, чувствам, поведению детей; Отсутствует положение ребенка «стыдно» Наличие рефлексии; Присутствует партнерская позиция педагога.
Партнерское взаимодействие Создание педагогических условий для нравственного самоопределения ребенка, нравственной самооценки через актуализацию нравственного потенциала личности. Этическое воспитание опирается на потребность ребенка в самореализации и побуждает его к нравственному выбору.
В чём же воспитательный потенциал уроков этики? - В стимулировании альтернативной мысли и снятии страха её несоответствия принятой норме или образцу. - В раскрытии резервов индивиду- альности и особенности личности в мышлении и мироосознании. - В развитии гибкости мышления и стремления к самостоятельному анализу жизненных явлений, способствующих актуализации адаптационных функций личности. - В преодолении одномерности представлений школьников о жизни и человеке, стимулировании процесса обновления нравственных устоев в жизнедеятельности детей. - В создании оптимальных условий для развития коммуникативных функций личности.
Ожидаемые результаты: 1. Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям. 2. Достижение приоритетности морали и культуры в ценностных ориентациях и опыте поведения растущей личности. 3. Ориентация развивающейся личности на восприятие жизни и человека как наивысшей ценности, самоценности собственной личности. 4. Самоопределение и самосовершенствование личности как основа её нравственного развития. 5. Актуализация нравственного потенциала личности.
Педагогические принципы этического воспитания Принцип ориентации на общечеловеческие нравственные ценности. Принцип межпредметных связей с уроками этики Принцип выдвижения проблемных вопросов этической направленности. Принцип опоры на жизненный опыт учащихся и учителей. Принцип включения художественно-этических идей.