Формирование нравственной культуры школьников в процессе уроков светской этики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Светская этика Альберт Швейцер: Нам необходимо подняться до духовности, являющейся этической, и до этики, включающей в себя всю духовность.
Advertisements

Формирование нравственной культуры школьников в процессе уроков этики Космодемьянская средняя школа.
Принцип диалога во взаимодействии с детьми как основной метод воспитания Машуков А.В., помощник ректора.
Подготовила учитель начальных классов 1 кв. категории Лукина О.Н.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Духовно- нравственное воспитание Дружинина Т. И. Меликова А.В.
Развитие творческого потенциала младших школьников в художественно- творческой деятельности «Ужасно обладать всеми знаниями мира, но потерять самого себя»
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Нравственное воспитание - основа формирования личности. «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны,
Педагогическая поддержка семьи Выполнил студен 2 курса 3 группы Физико-Математического Факультета Ткачев Игорь.
Зам. директора по ВР Н. В. Исакова Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 37 г. Твери.
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ В СВЕТЕ ФГОС НОО. Презентацию составила Овчинникова Т.Е., учитель МБОУ СОШ 7 г. Кольчугино.
Подростковая школа Сидорова Н.А., заместитель директора МБОУ «Лицей 21» Первоуральска.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
Сущность и виды универсальных учебных действий. Рефлексия Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы: 1.Что я знаю об УУД? 2. Что я хочу узнать? 3. Какие.
Городской конкурс «Учитель года» Этап «Беседа с учащимися» Структура, принципы, требования.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА « ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ » автор Аристархова Е. В.
Транксрипт:

Формирование нравственной культуры школьников в процессе уроков светской этики

Нравственность как вечное и необходимое социальное явление возникла с появлением человеческого общества и проходит через всю его историю. Поэтому в воспитании детей необходимо их обязательное включение в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. Осуществление этой задачи требует обращения к этике как науке о нравственной жизни человека, история развития которой ставила его перед поиском нравственной истины в жизнеосмыслении, перед необходимостью «усилия быть», перед стремлением к «жизни праведной». В связи с этим, в качестве базового компонента нравственного воспитания выступает гуманизация личности в контексте её духовного развития, освоения общечеловеческих ценностей. Актуальность

Поэтому Курс светской этики продиктован животрепещущими проблемами современного состояния общества, рождёнными непростыми социально-экономическими вопросами и тесно связанными с ними приоритетами государственной политики воспитания. Гуманистическая парадигма воспитательной системы в образовательных учреждениях сегодня востребована обществом и должна быть представлена в виде средств, методов, форм педагогической деятельности, в конкретных педагогических технологиях и методиках воспитания. В ситуации, когда общество в моральном смятении и налицо дисгармония социальных отношений и ценностных приоритетов, важно найти побудительную основу восстановления потенциала нравственных сил в современной школе и приложить усилия к этически выверенным ориентирам в воспитании растущего поколения. Именно поэтому в школьной образовательной деятельности особенно необходимо обратиться к проблемам нравственно-этического воспитания детей и подростков.

В современной школе мы часто наблюдаем нравственное воспитание в форме дидактической беседы об этике и контроля полученных знаний о нравственности. Но этическое воспитание реализуется на основе субъект-субъектного взаимодействия учителя и ученика, которое является средством формирования нравственной культуры личности. Следовательно, процессу фор- мирования нравственной культуры личности могут служить этические уроки в школе, сочетающиеся с различными формами актуализации нравственного образа жизни, способами и методами организации опыта нравственного поведения, стимулирования гуманистических отношений детей в образовательном учреждении, создания эмоционального бла- гополучия в детской среде. Таким этическим урокам и посвящен модуль.

Этический урок осуществляется как занятие с сюжетной технологией, обеспечивающей построение ЭТИЧЕСКОГО взаимодействия с детьми в соответствии с их возрастными особенностями. Содержание этического урока (занятия) обращено к сути общечеловеческих ценностей, а его психолого- педагогическое моделирование строится на разнообразии механизмов включения воспитанников в процесс познания этических норм поведения, эмоционального сосредоточения на них, этической рефлексии и гуманистически направленного действия ребёнка в сфере его жизнедеятельности. Целью этического урока является формирование нравственной культуры личности, которой целесообразно придавать значение глубокого осмысления жизнедеятельности человека, ориентированной на общечеловеческие ценности в моральных принципах поведения и сфере нравственных отношений к окружающему миру. В процессе этического воспитания важно формирование таких нравственных качеств личности как гуманность, чувство собственного достоинства, ответственность, совестливость. Что такое этический урок

Ведущая деятельность – активный поиск границ и возможностей своего я. Рефлексивный оборот на себя. Активное развитие я-концепции Проявление чувства взрослости. Обогащение личностных смыслов. Осознание внутренней позиции. Эти возрастные особенности способствуют стремлению учащихся к нравственному выбору Возрастные особенности младших подростков

Педагогические направления воспитательного влияния этических занятий На нравственное сознание На нравственную оценку и самооценку На эмоциональную сферу На поведение

Этический урок строится через обращение педагога к знаниям, чувствам, поведению детей; Отсутствует положение ребенка «стыдно» Наличие рефлексии; Присутствует партнерская позиция педагога.

Партнерское взаимодействие Создание педагогических условий для нравственного самоопределения ребенка, нравственной самооценки через актуализацию нравственного потенциала личности. Этическое воспитание опирается на потребность ребенка в самореализации и побуждает его к нравственному выбору.

В чём же воспитательный потенциал уроков этики? - В стимулировании альтернативной мысли и снятии страха её несоответствия принятой норме или образцу. - В раскрытии резервов индивиду- альности и особенности личности в мышлении и мироосознании. - В развитии гибкости мышления и стремления к самостоятельному анализу жизненных явлений, способствующих актуализации адаптационных функций личности. - В преодолении одномерности представлений школьников о жизни и человеке, стимулировании процесса обновления нравственных устоев в жизнедеятельности детей. - В создании оптимальных условий для развития коммуникативных функций личности.

Ожидаемые результаты: 1. Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям. 2. Достижение приоритетности морали и культуры в ценностных ориентациях и опыте поведения растущей личности. 3. Ориентация развивающейся личности на восприятие жизни и человека как наивысшей ценности, самоценности собственной личности. 4. Самоопределение и самосовершенствование личности как основа её нравственного развития. 5. Актуализация нравственного потенциала личности.

Педагогические принципы этического воспитания Принцип ориентации на общечеловеческие нравственные ценности. Принцип межпредметных связей с уроками этики Принцип выдвижения проблемных вопросов этической направленности. Принцип опоры на жизненный опыт учащихся и учителей. Принцип включения художественно-этических идей.