КамГУ имени Витуса Беринга Культура речи. Автор: Самыгина Е.В. г. Петропавловск-Камчатский г.
Учитесь властвовать собою… А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»
Творческое название Человечество в поисках хорошего тона. Аннотация. Цель данного проекта – привлечь внимание учащихся к культуре речи. Вызвать интерес к изучению этикетных норм и правил. Данный проект предназначен для развития творческих способностей учащихся: предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки сравнительно – сопоставительного анализа как способа изучения национального русского речевого этикета. Активизирует учащихся к работе над проблемными вопросами и созданию собственных творческих работ.
Дидактические цели проекта Формирование умений увидеть проблему и наметить пути ее решения. Приобретение навыков самостоятельной работы с языковым материалом. Воспитание интереса к культуре речи. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений Методические задачи Уточнить и систематизировать знания учащихся о правилах речевого этикета. Совершенствовать культуру диалогической речи. Научить учащихся пользоваться устойчивыми этикетными фразами. Развивать логические операции посредствам речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение, воображение, внимание, память. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.
Учебные предметы: русский язык литература культурология история информационные технологии
Участники проекта: Учащиеся 7-9 классов. (в рамках внеклассной работы)
Основополагающий вопрос. Как культура речи влияет на человека и общество в целом? Что такое этикет? Существует ли речевой этикет? По каким критериям нужно разграничивать устойчивые этикетные формулы? Какая разница между «ТЫ» и «ВЫ»? Можно ли назвать речевой этикет явлением национальным? Проблемные вопросы.
Учебной вопросы. Этикет – реальное явление или только как некая церемония в воображении? Этикетные формулы – простые шаблоны или отраженный менталитет русского народа? Какое значение несут в себе невербальные сигналы в общении? Какова специфика русского речевого этикета?
Предмет исследования: Русская культура речи.
Этапы и сроки проведения проекта 1 неделя. Что такое «этикет» и какой он бывает? 2 неделя. Как устанавливается контакт между людьми? 3 неделя. Просто «считают ворон» или что-то демонстрируют этим? 4 неделя. Как повлияли особенности образа жизни русского народа, неповторимость его обычаев и традиций, богатого народного опыта на формирование и становление русского речевого этикета?
Форма отчетности учащихся: Презентация по одному из вопросов учебной программы Буклет и календарик по выбранной теме.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ организация исследования; содержание исследования; своевременное выполнение; оформление исследования.