М ИХАИЛ А ФАНАСЬЕВИЧ Б УЛГАКОВ 3 (15) МАЯ 1891, К ИЕВ – 10 МАРТА 1940, М ОСКВА. Михаил Афанасьевич Булгаков 3 (15) мая 1891, Киев – 10 марта 1940, Москва
С ОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ. Ч УДОВИЩНАЯ ИСТОРИЯ. Оригинальная обложка работы Юрия Анненкова. Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году одновременно в журналах «Грани» (Франкфурт) и «Студент» (Лондон). В Советском Союзе впервые вышла в свет в 1987 году и с тех пор неоднократно переиздавалась.
«Я так вижу!» Нарисуйте обложку к книге «Собачье сердце. Чудовищная история». На ней отобразите, как именно вы видите мир художественного произведения, его ключевые образы, цветовые решения. Эти творческие работы будут собраны в конце работы над проектом и размещены на стенде «Арт – галерея». На сайте школы будет организовано голосование за лучшую обложку для книги. Победившая обложка будет использоваться для внутришкольного тиража книги.
Т АЙНА ЗАГЛАВИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Название «Собачье сердце» взято из трактирного куплета, помещенного в книге А.В. Лайферта «Балаганы» (1922): На второе пирог – Начинка из лягушачьих ног, С луком, с перцем Да с собачьим сердцем. Название может быть соотнесено с прошлой жизнью Клима Чугункина, зарабатывавшего на жизнь игрой на балалайке в трактирах. Согласны ли вы с этим предположением? Найдите другие гипотезы относительно возникновения названия повести или предложите свои.
КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. 1. Отношения пролетариата и интеллигенции. 2. Правила поведения в обществе: пример господина Шарикова. 3. Степень автобиографичности произведения: вымысел и реальность. 4. Булгаков как мастер слова: фразеологичность текста произведения.
Пролетариат и интеллигенция в повести Булгакова «Собачье сердце».
1) Профессор Филипп Филиппович Преображенский. Как вы оцениваете персонажа? Опишите свое впечатление о нем. Какова деятельность персонажа? Как вы оцениваете его научный эксперимент с точки зрения гуманности, если он предвидел результат еще до начала опыта? Какие цели ставил перед собой профессор и чего он достиг? Возможен ли подобный эксперимент в реальной жизни? Или это вымысел?
2) Новорождённый Полиграф Полиграфович Шариков. Опишите персонажа, свое впечатление о нем. От кого же произошел Шариков: от пролетария Клима или от пса? Мог ли Шариков получиться иным, если бы произошел не от дворового пса, а от породистого? Каким бы он тогда был? Став человеком, изменил ли Шариков свое мировоззрение? Или оно так и осталось собачьим? Почему человек является человеком? Что отличает его от животного?
3) Проблема эмиграции. В чем заключается проблема эмиграции? Отличается ли эмиграция от иммиграции? Почему в первой четверти XX века эта проблема существовала? Какой пласт общества затронула эта проблема? Почему? Может ли эмигрант быть патриотом по вашему мнению? Существует ли данная проблема в наше время? Каковы ее причины? Хотели бы вы иммигрировать из страны?
Шариков как эталон поведения.
1) Правила «человеческого» общежития. Что такое этикет и что он регулирует? Являются ли 10 заповедей этикетом? Почему? Приведите правила поведения, без которых жизнь в обществе невозможна. Универсальны ли одни и те же правила этикета для различных ситуаций? Строите ли вы повседневное общение со сверстниками строго согласно этикету? Почему?
2) Поведение Шарикова. Дайте оценку поведения Шарикова. Приведите примеры из текста произведения, в которых говорится о его поведении. Будучи собакой, Шариков вел себя лучше? Что и кто влияет на поведение Шарикова? Или же это его натура? Приведите примеры поведения других жильцов квартиры. Соблюдают ли они этикет?
Степень автобиографичности произведения.
1) Автобиографичность произведения. Рассмотрите биографию писателя. Какие переломные моменты жизни и творчества Булгакова вы отметили? В чем заключалась их «переломность»? Можно ли сказать, что писатель прожил нелегкую жизнь? В чем это выражено? Есть ли сходство между жизнью писателя и жизнью его персонажей? Какие у них общие проблемы? Существуют ли прототипы персонажей? Напишите сочинение на тему «А я бы сделал памятник Булгакову таким…». Попробуйте представить писателя в образе одного из его героев, например, Булгаков-Воланд или Булгаков-Борменталь. Постарайтесь максимально точно подобрать слова, чтобы описать зрительный образ словами.
2) Мистицизм. В чем заключается мистицизм Булгакова? Приведите примеры мистического из жизни писателя. Показалось ли «Собачье сердце» вам мистическим? Почему? Роман «Мастер и Маргарита» считается самым мистическим произведением Булгакова. Считаете ли вы так? Найдите информацию о музее Булгакова, устроенном в «нехорошей квартире» (в которой происходили действия романа «Мастер и Маргарита»), в Москве или в доме Булгаковых в Киеве. Подготовьте музейную экспозицию – презентацию, выступая в роли экскурсовода. Для этого свяжитесь с помощью интернет – ресурсов с работниками музея, чтобы они помогли вам создать вашу экспозицию по определенной теме.
«Крылатость» текста повести.
1) Фразеологизм. Что такое «крылатое выражение»? Приведите примеры. Найдите в тексте повести крылатые выражения, произнесенные: 1 группа – Преображенским, 2 группа – Шариковым, 3 группа – другими героями повести. Истолкуйте каждый фразеологизм, придумайте жизненные примеры их употребления.
2) Мастер слова. Как вы считаете, что значит выражение «мастер слова»? Владел ли Булгаков мастерством слова? Почему? Какие публичные деятели (политики, теле- и радиоведущие) по вашему мнению совершенно не владеют искусством слова? Почему? Что требуется для хорошей и грамотной речи? Владеете ли вы ею? Найдите информацию, как правильно составить речь. Составьте речь по одной из тем: Наследственность Шарикова: человек или собака? Преображенский = Франкенштейн?
Подведение итогов. 1) Группа из 4 человек собирает творческие работы – обложки и подготавливает стенд «Арт – галерея», а также готовит интернет-голосование за лучшую обложку. 2) Вторая группа собирает виртуальные экспозиции и также готовит интернет – голосование на сайте школы. 3) Провести урок – диспут, на котором будут обсуждаться темы «Наследственность Шарикова: человек или собака?» и «Преображенский = Франкенштейн?». Класс разделится на группы в зависимости от принятой точки зрения. Каждый из учеников будет пользоваться текстом заранее подготовленной речи, чтобы отстоять свою точку зрения, зачитывая из нее фрагменты. 4) Учитель оценивает сочинения учеников на тему «А я бы сделал памятник Булгакову таким…», выставляет оценки, а лучшие работы зачитывает в классе. Совет учителей выбирает лучшую работу для того, чтобы поместить ее в качестве вступительной статьи для внутришкольного тиража книги «Собачье сердце. Чудовищная история».