Выполнила: Папанкина Анастасия 9 «Б» Научный руководитель: кандидат филологических наук Старикова И.Л.
Цель реферата Цель реферата - выявить элементы теории «трёх штилей» в поэзии М. В. Ломоносова и оценить её значимость для русского языка. Основные задачи: Выявление особенностей языковой ситуации в России ломоносовской эпохи; Определение причин, побудивших М. В. Ломоносова, обратиться к кодификации элементов общенационального русского языка; Выявление основополагающих идей М. В. Ломоносова относительно родного языка; Изучение теории «трёх штилей» с позиции языковых особенностей и их отражении в творчестве М. В. Ломоносова.
Михаил Васильевич Ломоносов 1711 – 1765 гг. Великий русский учёный Вклад в русский язык: -Совершенствование лексики и грамматики -Упорядочение стилей литературы -Отражение теории «трёх штилей» в российской поэзии и прозе -Изменение положений русского языка в стране
Язык Престижный статус Употреблялся в церковных службах, науке. Статус бытового языка Употреблялся в повседневном общении
Изложена в Рассуждении (предисловии) о пользе книг церковных в Российском языке (1757 г.). Характерные для церковнославянского и русского языков Характерные для церковнославянского языка Характерные для русского языка
Основные особенности: Неполногласие (град, класы) Использование усечённых формы прилагательных (красна, небесна) Произношение звука [г] как фрикативного (гордый) окончания прилагательных в форме мужского рода единственного числа родительного падежа –аго (святаго) Произведения в высоком штиле: Оды, героические поэмы, философские речи
Основные особенности: Темы, касающиеся политики, государства, просвещения, морали (истина, добродетель) Использование слов как из русского языка, так и из церковнославянского Употребление лексики, описывающей эмоции и чувства (любовь, смятение) Произведения в среднем штиле: Стихотворные послания, эклоги, элегии, сатиры, историография и философия
Основные особенности: Широкое использование простонародной лексики (девка, смекать) Употребление слов с эмоционально-экспрессивными суффиксами : -к, -ечк, - еньк, -ок (сынок, солнышко, доченька) Деепричастия настоящего времени с суффиксами :–уч/-юч, –ач/-яч (думаючи, глядючи) Произведения в низком штиле: Басни, комедии, комические оперы, песни
Систематизация и кодификация русского языка Определение норм стилей литературного языка Указание путей соединения в русском языке исконно русских и церковнославянских элементов