Компетентностный подход в образовании
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования отбора содержания образования организации образовательного процесса оценки образовательных результатов
Поиск новой концепции образования обусловлен: 1. Ускорением темпов развития общества 2. Новыми требованиями на рынке труда ( от хорошего специалиста – к хорошему сотруднику) 3. Развитием процессов информатизации
Заказчики компетентностного подхода Все участники интеграции образования и экономики РаботодателиОбучающиесяПреподаватели
Основной результат образовательной деятельности – формирование ключевых компетентностей Компетенция ( от лат.competentia – соответствие, соразмерность) – универсальные способности для решения проблем личной или общественной значимости Компетентность – способность действовать в ситуации неопределенности; определенный уровень владения компетенцией
Ключевые компетенции Информационно- технологическая компетентность Компетентность гражданственности Компетентность здоровъесбережения Компетентность культурно- досуговой деятельности Учебно – познавательная компетентность Компетентность самосовершенствования Коммуникативная компетентность Компетентность социального взаимодействия Могут оцениваться такие компетентности как правовая, экономическая, экологическая, технологическая, профессиональная и др.
Компоненты образовательной компетенции Ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании) Общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов) Предметные (формируемые в рамках отдельных предметов)
Направления деятельности для формирования компетентностей В начальном общем образовании 1. Познавательная деятельность 2. Речевая деятельность и работа с информацией 3. Организация деятельности В основном и среднем общем образовании 1. Познавательная деятельность 2. Информационно- коммуникативная деятельность 3. Рефлексивная деятельность
Направления реализации компетентностного подхода Проблемное обучение Педагогика сотрудничества Личностно-ориентированное образование Использование технологий проектной деятельности, критического мышления, портфолио, индивидуального образования Стандарты начального, основного и среднего общего образования Проведение аттестации в формате ЕГЭ
Профессиональная компетентность педагога Способность решать профессиональные проблемы в условиях профессиональной деятельности Сумма знаний и умений, определяющих результативность и эффективность труда Комбинация личностных и профессиональных качеств
Основные составляющие профессиональной компетенции Интеллектуально-педагогическая Коммуникативная Информационная Регулятивная