Слайд 1 ЗНАКОМСТВО С ПРИЧАСТИЕМ
Слайд 2 Причастие – «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». В.И. Даль
Слайд 3 Посмотрите на кошку. По каким признакам можно узнать именно эту кошку? (Какая она?) Названы постоянные признаки кошки?
Слайд 4 Признаки, которые приобретает кошка, когда над ней совершают действие
Слайд 5 Собака к а к а я ? – спящая, Потому что собака спит. Супчик к а к о й ? – кипящий, Потому что супчик кипит. Дитя к а к о е ? – сопящее, Потому что в две дырки сопит. Фикус к а к о й ? – торчащий, Потому что из кадки торчит. Стекло, оно дребезжащее, Потому что оно дребезжит.
Слайд 6 Задание Вставьте нужные причастия в стихотворные строчки: Солнце к а к о е? - … Потому что оно сияет. Стрекоза к а к а я ? - … Потому что над лужей летает.
Слайд 7 Головастик к а к о й? - … Он в болоте на кочке танцует. Мой братишка Володька к а к о й?… На асфальте он мелом рисует.
Слайд 8 Младенец к а к о й? … Потому что в коляске орёт. Сосед дядя Петя какой?… Он песню младенцу поёт.
Слайд 9 Просклоняйте имя прилагательное и причастие: Просклоняйте имя прилагательное и причастие: И.п. кошка (какая?) рыжая, покрашенная И.п. кошка (какая?) рыжая, покрашенная
Слайд 10 Р.п. кошки (какой?) рыжей, покрашенной Р.п. кошки (какой?) рыжей, покрашенной Д.п. кошке (какой?) рыжей, покрашенной Д.п. кошке (какой?) рыжей, покрашенной В.п. кошку (какую?) рыжую, покрашенную В.п. кошку (какую?) рыжую, покрашенную Т.п. кошкой (какой?) рыжей, покрашенной Т.п. кошкой (какой?) рыжей, покрашенной П.п. о кошке (какой?) рыжей, покрашенной П.п. о кошке (какой?) рыжей, покрашенной
Слайд 11 Суффиксы причастий -ащ-(-ящ-)-ущ-(-ющ-)
Слайд 12 -вш-, -ш-
Слайд 13 -им-, -ем-(-ом-)
Слайд 14 -енн-(-ённ-) -нн-, -т-
Слайд 15 Задание Найдите словосочетания «прич.+сущ.» тёплый дождь лаявшая собака
Слайд 16 собранный сор засеянное поле летящая птица
Слайд 17 скошенная трава каменный дом
Слайд 18 смелый боец высохшие цветы
Слайд 19 Слайд 19 Составьте по картинке несколько предложений, употребив причастия
Слайд 20 ПОДВЕДЁМ ИТОГИ В ходе урока мы 1) познакомились с грамматическими признаками причастия; 2) научились различать причастия и прилагательные, определять в причастии признаки глагола и прилагательного; 3) познакомились с суффиксами причастия; 4) приобрели навык употребления причастий в речи.