Импрессионизм и импрессионисты 11 класс
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с термином «импрессионизм» и его значением, дать характеристику импрессионизма, назвать его представителей. 2. Показать отличительные черты импрессионизма на примерах творчества К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуара. 3. Закрепить пользовательские навыки компьютерной техники. 4. Повторить и закрепить навыки работы с текстовой видеоинформацией на персональном компьютере.
Практические задачи: 1. Учить называть и характеризовать полотна художников (устно и с помощью компьютера). 2. Учить выделять особенности произведений художников К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуара..3. Проверить умение охарактеризовать /описать какую-либо картину, представленную на компьютере.
Импрессионизм как художественный стиль. Особенности художественного метода Импрессионизм (фр. impressionisme, от impression - впечатление) ̶ художественный стиль в искусстве последней трети XIX - начала XX вв.
Для произведений импрессио- нистов характерны изображение случайных ситуаций, смелость композиционных решений, кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур рамой.
Клод Моне. «Впечатление. Восход солнца». Жизнь представляет собой череду неповторимых мгновений.
Импрессионисты разложили сложные тона на чистые цвета, накладываемые на холст раздельными мазками так, чтобы при восприятии зрителем картины издали происходило оптическое смещение этих цветов.
В России яркими представителями импрессионизма были художники К. Коровин и И. Грабарь. Парижское кафе Зима
Свет в творчестве импрессионистов Исчезли грязные оттенки, вырвались наружу чистые звонкие цвета и краски. Они писали чистыми красками прямо из тюбиков. Причём клали рядом, например: красный и зелёный или жёлтый и фиолетовый, называя эти пары дополнительными цветами. Импрессионисты сохраняли свежесть первого восприятия, избегая детального разглядывания. Картины большинством импрессионистов пишутся на плэнере (под открытым небом).
Клод Моне, Камилл Писсарро, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Берта Моризо Новые живописцы искали особые природные эффекты: они любили дымку, туман, дождь; любовались тем, как играют пятнышки света на фигурах людей в кружевной тени деревьев.
Импрессионисты считали, что задача искусства – верно отражать впечатления от окружающего мира. Задача художника – отражать действительность в её непрестанной изменчивости. Предметы и существа нужно изображать не такими, какие они есть, а так, как они выглядят в данный момент.
К. Моне, Дама в саду.
Импрессионисты накладывали на холст краски только тех цветов, которые присутствуют в солнечном спектре, без нейтральных тонов светотени и без предварительного смешивания этих красок на палитре. Они наносили краску мелкими раздельными мазками.
У импрессионистов мы видим самые разнообразные точки созерцания – сверху, издали, изнутри и другие.
Они перестали разделять предметы на главные и второстепенные. Импрессионисты сосредоточились на изучении природы света, внимательном наблюдении за определённо окрашенным светом.
О. Ренуар. Завтрак гребцов. Бытовой жанр – публика в кафе, лодочники на лодочных станциях, компания в парке на пикнике, регаты, купания, прогулки – всё это мир без особых событий, а главные события происходят в природе.
Клод Моне (1840 – 1926) Он воплотил основную проблему импрессионизма – проблему света и воздуха. Мир Моне постепенно лишается материальности и и превращается в гармонию цветовых пятен.
Клод Моне. Впечатление. Восход солнца Расскажите о Вашем впечатлении от этой картины: что Вы видите и чувствуете
К. Моне. Бульвар капуцинок в Париже Клод Моне ввёл в практику работу над сериями полотен, изображающих один и тот же мотив при разном освещении.
К. Моне Руанский собор
Эдуард Мане ( ) Он никогда не разлагал, не растворял в световоздушной среде изображаемые предметы. Многое связывает его с импрессионизмом: это прежде всего живопись на пленере, высветленная палитра. Наиболее «импрессионистическая вещь Мане - «Бар в Фоли- Бержер».
Э. Мане Бар в Фоли- Бержер Опишите, что Вы видите на этой картине
Огюст Ренуар ( ) Портрет актрисы Жанны Самари
Наивысшие достижения Ренуара связаны с изображением женщин и детей. Его излюбленный тип - женщины с пышными формами, припухлыми губами, курносым носиком и очаровательно бездумными глазами. Он пишет их одетыми и обнаженными, на улице под дождем, на качелях в саду, во время купанья или за завтраком с загорелыми лодочниками. Его модели - девушки из народа и небогатые буржуазки, здоровые и свежие, не знающие корсета и не стесняющиеся своей наготы.
Эдгар Дега ( ) Тематика Дега: скачки лошадей, изображение будней театра, в основном балета, ипподрома, изображение женщин за туалетом и сцены труда – прачки, гладильщицы, модистки.
В его картинах отсутствует трепетная воздушная дымка, окутывающая предметы пейзажа, которая присутствует во всех чисто импрессионистских вещах. Дега стремился схватить и запомнить характерное и выразительное. Жокеи перед трибуной
Генеральная репетиция балета на сцене Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни
При работе над женскими образами, по словам самого художника, его в первую очередь занимает цвет, движение и строение их тела. Поэтому ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки ("Чтение письма", 1884, Художественная галерея и музей, Глазго; "Гладильщицы", Музей Орсэ, Париж). Женщины на его полотнах лишены тепла, но от этого они не становятся менее привлекательными и волнующими.
В середине 1880-х гг. Э.Дега начинает использовать пастель. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом ("После ванны", 1885)"После ванны"
Импрессионистическая картина представляет собой отдельный кадр, фрагмент подвижного мира. Этим объясняются, с одной стороны, равноценность всех частей картины, одновременно рождающихся под кистью художника и одинаково участвующих в образном построении произведения. С другой стороны кажущиеся случайность и неуравновешенность, асимметрия композиции, смелые срезы фигур, неожиданные точки зрения и сложные ракурсы, активизирующие пространственное построение; теряя глубину, пространство порой «выворачивается» на плоскость или же уходит в бесконечность.