Эффективность обучения зачастую зависит от того, насколько правильно была организована деятельность учащихся на уроке, следовательно при планировании и проведении урока необходимо учитывать не только основные моменты, но и детали. Термин «групповая работа» известен каждому преподавателю, однако в практической деятельности мы постоянно сталкиваемся с рядом вопросов, решить которые еще предстоит.
Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении Создание комфортной рабочей атмосферы Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся Меняется характер взаимоотношений между детьми Растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе
Проблемы организации групповой деятельности Основные этапыВозникающие вопросы Деление на группы Оптимальный размер группы Деление с учетом степени знаний учащихся Работа над выполнением задания Распределение ролей внутри группы Задействованность учащихся в процессе обучения Временные рамки для выполнения задания Презентация результатов деятельности Демонстрация продукта групповой деятельности Вовлеченность аудитории
Группы разноуровневых детей Группы детей с одним уровнем знаний Проблема: доминирование отдельных учащихся, демонстрирующих высокий уровень знаний, как следствие, пассивность более слабых учеников Пути решения: -осуществление контроля со стороны учителя (методы поощрения и наказания) -создание психологически комфортной атмосферы Проблема: -внутренняя борьба за занятие лидирующей позиции, влияющая на результаты всей деятельности -сложность при выполнении задания Пути решения: -распределение ролей внутри группы учителем -дифференциация заданий
Довольно часто возникает ситуация, когда учащиеся не успевают завершить задание в отведенный для этого временной лимит. Выделение дополнительного времени Прерывание групповой работы + логическое завершение творческого процесса - приводит к личностной неорганизованности + формирование навыков самоконтроля - незавершенность продукта деятельности Выбор зависит от поставленных целей Сложность задания соизмерима с временными рамками!
В то время, когда отдельная группа проводит презентацию продукта групповой деятельности перед всем классом, другие группы продолжают дорабатывать свои собственные проекты. Предлагаемые пути решения: четкие инструкции со стороны преподавателя о завершении работы в группах применение «штрафных санкций» мотивация аудитории к внимательному прослушиванию всех презентаций с целью извлечения информации, необходимой для выполнения последующего индивидуального задания взаимооценивание выполненных работ по предложенным критериям
осознать необходимость ведения рефлексии проведенных уроков (как своих, так и уроков коллег) выявить наличие проблем придти к более четкому пониманию исследуемого вопроса определить возможные пути их решения пересмотреть сложившиеся стереотипы о процессе организации обучения на уроке с учетом полученного и обобщенного опыта