Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 5 Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Advertisements

Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 22 Понятие научной картины мира. Ее исторические формы. Функции научной картины мира (как онтология, форма систематизации.
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 6 Предмет философии науки: общие закономерности научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
«Социально-значимые управленческие инновации и их влияние на деятельность предприятий» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «Социально-значимые управленческие.
ВОПРОС 1 Три аспекта бытия науки: как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. ЛГТУ 2011 Кафедра философии.
Для современного общества особенно важно внимание к основам культурной и научной традиции. В сегодняшнем мире музеи как хранилища исторического наследия.
Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
ЧТО ТАКОЕ НАУКА ? НАУКА Система знаний Система организаций и учреждений Система научных учреждений Проникновение в суть явлений Теоретическое обоснование.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Транксрипт:

Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 5 Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Движущие силы развития научного познания: интернализм и экстернализм С одной стороны, научные идеи существуют в объективированной форме, независимо от каждого человека, от того периода времени, когда они появились на свет, хотя и обладают хронологической последовательностью. Они развиваются по внутренней логике: вытекают одна из другой, обосновывают друг друга и образуют единую систему знания. С другой стороны, исследователь не может не учитывать того обстоятельства, что производит эти знания конкретный субъект, и что их появлению способствуют или препятствуют различные события и факты, относящиеся к области социальных, общекультурных, политических, религиозных и прочих факторов, и не имеющих отношения к строго логической структуре знания. Такая двойственность существования и движения науки послужила основанием для формирования в 30-х - 50-х годах ХХ в. двух методологических подходов в понимании движущих сил развития научного знания: интернализма и экстернализма.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Интернализм отдает предпочтение внутренним факторам развития науки Динамика науки – это движение идей, понятий, теорий, типов мышления по внутренней логике их развития, которое может происходить либо постепенно, либо скачкообразно. Согласно этой концепции, существуют три самостоятельных, принципиально не связанных друг с другом типа реальности Физический мирПсихический мирМир знаний

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Научное знание – это автономная, саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий ее бытия, от степени развития общества и особенностей различных его подсистем на том или ином этапе их развития. Главную движущую силу развития науки составляют присущие ей внутренние цели, средства и закономерности.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Социальность играет определенную роль в науке. Социальные обстоятельства могут ускорить или замедлить развитие научного знания, изменить направленность его движения. Социальные обстоятельства практически не могут повлиять на внутреннюю логическую и содержательную сторону научных идей. Интерналисты признают, что

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Выделяют две версии интернализма: Эмпирический Основой динамики научного знания является нахождение (установление, открытие) новых фактов. Теория – это вторичное образование, представляющее собой систематизацию и обобщение фактов. Рационалистический Основу динамики научного знания составляют теоретические изменения. Теоретические изменения есть результат познавательного творческого процесса.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 С точки зрения экстернализма Основным источником инноваций в науке, определяющим не только направление, темпы ее развития, но и содержание научного знания (темы, методы, идеи, гипотезы являются: Материальный и духовный потенциал общества Социальные потребности общества Культурные ресурсы общества.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 С позиций экстерналистов В научном познании познавательный интерес (познание ради умножения и совершенствования знания) не имеет самодавлеющего значения. Познавательный процесс всегда ориентирован на определенный практический интерес, на необходимость решения множества инженерных, технических, технологических, экономических и социально-гуманитарных проблем.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Экстерналисты утверждают мысль о существенном влиянии общества на развитие науки. Экономические, технические и технологические потребности общества (Дж.Бернал, Б.Гессен и др.). Тип социальной организации (А.Богданов). Господствующую культурную доминанту общества (О.Шпенглер). Наличный духовный потенциал общества (религию, философию, искусство, нравственность, ментальность). Локальный социальный и социально-психологический контекст деятельности научного коллектива и отдельных ученых (Т.Кун, П.Фейерабенд, Ш.Малкей). Конкретный тип взаимодействия указанных выше факторов, образующих наличный социокультурный фон науки (В.Купцов и др.). Однако в оценке значимости различных социальных и духовных факторов в среде экстерналистов существуют серьезные расхождения. Главные факторами, влияющими на развитие науки экстерналисты считают: