Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 40 Сциентизм и анти сциентизм как мировоззренческие позиции о роли науки в развитии общества. Наука и паранаука
Кафедра философии ЛГТУ 2011 По мнению Дж. Холтона, в США и в России распространяется мистицизм, астрология, истории про посещение нашей планеты космическими пришельцами, об исцелении верой, хиромантия и прочие подобные вещи. В связи с этим, складывается представление, что суеверия побеждают науку. Нынешнее состояние он определяет как существование как бы в ''кипящей смеси '' из различных духовных комплексов. Холтон зафиксировал главное - недифференцированность различных духовных комплексов в широком общественном сознании, стремление людей полагаться на всякое знание без разбору, лишь бы оно приносило пользу. В связи с этим в современной ситуации возникает необходимость отличить, отдифференцировать науку от других форм познания. При этом главное заключается в том, чтобы определить, как сама наука отличает себя от других форм постижения бытия. Этот вопрос имеет определенные исторические корни, то есть, прежде всего, надо учесть исторически сложившуюся дилемму.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 Сциентизм сложился в рамках позитивистской традиции и представляет собой мировоззренческую позицию, согласно которой конкретно-научное знание в наличной совокупности его результатов и способов их получения является наивысшей культурной ценностью и достаточным условием мировоззренческой ориентации человека.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 Для сциентизма характерно: преувеличение роли науки в познании окружающего мира и человека, объявление ее вершиной развития культуры, убеждение в ненужности других сфер культуры (О. Конт), так как наука, согласно этому направлению, более успешно выполняет все культурные функции многообразного духовного мира человечества.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 Анти сциентизм … Противополо жным сциентизму направлением мировоззренче ской ориентации является … Основан на недоверии к возможностям науки и разума, на критике научных методов познания. Предпочтение здесь отдается вненаучным средствам освоения бытия, особенно мифу, символу, искусству. … Анти сциентистское направление развивалось в в.в. в концепциях таких западноевропейских мыслителей, как Ф.Шеллинг, А. Шопенгауер, С. Кьерксгор, Ф.Ницше, Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, К.Ясперс
Кафедра философии ЛГТУ 2011 Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей деятельности. Научное знание имеет знаниевую задачу и связано с описанием, обменом мнений и предсказанием процессов и явлений действительности. Формы вненаучного знания: паранаучное – несовместимое с гносеологическим стандартом. Оно включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснения которых не является убедительным с точки зрения критериев научности. лженаучное – сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаучное знания не систематизированы и не объединены парадигмой. Оно обнаруживает себя и развивается через квазинаучное. квазинаучное – ищет сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Возникает в условиях строго иерархированной науки, где есть жесткий идеологический режим. антинаучное – знание утопичное и сознательно искажающее представления о деятельности. В периоды социальной нестабильности возникает (лекарство от всех болезней). псевдонаучное – интеллектуальная активность, спекулирующая на совокупности популярных теорий.
Другая типология: Паранаучное знание. Паранормальное знание – учение о тайных, природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями (мистика и спиритизм). Наука не может объяснить эти феномены, но и не может игнорировать их. Псевдонаука. Псевдонаука – история о каких –либо событиях. Отличительный признак безошибочность, сенсации, тайны и загадки. Девиантная наука. Девиантная наука – отклоняющаяся от стандартов познавательной деятельности. Ученые одиночки или небольшие группы. Кафедра философии ЛГТУ 2011
Кафедра философии ЛГТУ 2011
Кафедра философии ЛГТУ 2011
Кафедра философии ЛГТУ 2011