Менеджмент характеризуют специфическую разновидность управленческой деятельности и изучающую ее науку. Специфика - в обусловленности принимаемых решений исключительно требованиями рынка, складывающейся ситуацией, их независимостью от вышестоящих инстанций.
Стратегический менеджмент процесс планирования, определения и осуществления деятельности организации в долговременной перспективе процесс принятия решений, который объединяет внутренние организационные возможности с угрозами и благоприятными возможностями, предоставляемыми внешней средой (А. Роув)
Стратегический менеджмент процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с этим окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям (Д. Шендел, и К. Хаттен)
Стратегический менеджмент направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии (или стратегий) для оказания содействия в достижении корпоративных целей (У. Глука и Л. Джауха)
Последовательность действий стратегического менеджмента: анализ текущего положения организации в конкурентной среде; выбор, который предполагает разработку и оценку альтернатив стратегического направления деятельности организации; имплементация процесс реализации, осуществления выбранной стратегии. (Г.Джонсон и К. Скулз)
Иерархические ступени Стратегический Оперативный В основном на уровне высшего руководства Существенно выше неопределенность Включает все уровни с основным упором на среднее звено управления Ниже неопределенность
Временной горизонт Стратегический Оперативный Акцент на долгосрочные, а также на средне- и краткосрочные аспекты Акцент на кратко- и среднесрочные аспекты
Потребная информация Стратегический Оперативный В первую очередь из внешней среды Невысокая степень детализации В первую очередь из самого предприятия Относительно большая степень детализации
В основе стратегического менеджмента- стратегическое планирование Документом стратегического планирования является программа развития
Образовательная программа и устав. Два обязательных документа, которые составляют нормативную базу деятельности ОУ. Устав – это правовой документ, своеобразная конституция образовательного учреждения. Он определяет особенности функционирования всего образовательного учреждения в целом. Образовательная программа определяет содержание воспитательно-образовательного процесса, подробно стандартизируя его компоненты.
Образовательная программа и образовательные стандарты. Государственные стандарты определяют содержательную часть образования и требования к результатам, процессу и условиям. Средством реализации стандарта является комбинация основных и дополнительных программ, составляемая каждым ОУ индивидуально и зафиксированная в образовательной программе.
Образовательная программа и программа развития. Программа развития в отличие от образовательной программы не является обязательным нормативным документом для ОУ и направлена на решение наиболее актуальных проблем всего ОУ в целом, затрагивая при этом все стороны его жизнедеятельности: хозяйственную, нормативно-правовую, материально-техническую и др. Образовательная программа направлена на реализацию и развитие непосредственно педагогической составляющей ОУ.
Образовательная программа и концепция образовательного учреждения. Концепция – это составная, необходимая часть программы развития. Представляет собой систему ценностей и норм, которые избирает для себя педагогический коллектив ОУ и которым он намерен пользоваться в своей профессиональной деятельности. Образовательная программа выступает в этом случае как комплексное условие реализации концепции.
Образовательная программа и учебный план. Учебный план составляется сроком на один учебный год и является обязательной частью образовательной программы. Учебный план конкретизирует сроки, объемы, формы и механизмы реализации образовательной программы на планируемый год.
Образовательная программа и программа экспериментальной работы. Программа эксперимента включает в себя обоснование проблемы, гипотезу исследования, определение объекта и предмета работы, теоретический анализ основных понятий, а также методическую часть. В целом она направлена на разработку тех или иных нововведений и определение их эффективности. Программа в данном случае является одним из вариантов организационного оформления экспериментальной работы.